«Партнерство бизнеса и государства станет эффективнее»
Сейчас мы все работаем в очень интересное время. За последние два с половиной месяца система координат изменилась — не только в банке, но и во всех отраслях, в жизни каждого человека. Если говорить о рынке государственно-частного партнерства, то мне бы хотелось обратить внимание на два наиболее важных для меня аспекта. Первый — это настроения на рынке. Второй — это перспективы, которые, как нам кажется, нас могут ожидать.
Первое. По нашим ощущениям, паники на рынке ГЧП в связи с COVID не случилось.
Ни со стороны концедента, госпартнера, ни со стороны концессионера, инвестора. Если говорить о стороне концедента, то безусловно, некоторые проекты оказались заморожены на неопределенный срок. Нет четкого понимания по бюджетному планированию, так как существенная часть средств задействована на поддержку малого бизнеса, медицины и так далее. Тем не менее, мы регулярно общаемся с представителями власти и знаем, что во многих субъектах на территории Северо-Запада прошли различные заседания и слушания, целью которых было определение наиболее приоритетных направлений. В результате этих заседаний малопроработанные концессии были отложены до стабилизации обстановки. Плюс, работа по концессиям имеет в разных регионах различную интенсивность и различную степень вовлеченности со стороны концедента, и не всегда она высокая. Сюда же накладывается отсутствие достаточного опыта в реализации таких проектов и нет чувства что что-то упущено или потеряно.
Теперь о перспективах. Здесь хотелось бы акцентировать внимание на следующем. Понятно, что сложно сказать, как именно будет развиваться рынок, и прогнозирование сейчас сравнимо с гаданием на кофейной гуще. Мы видим, что на стороне концедента и уровень вовлеченности повысился, и повысилась скорость согласовательного процесса — и несомненно, это играет в большой плюс тем концессионным соглашениям, которые находились в высокой стадии проработки или уже в стадии реализации.
При этом нельзя не отметить и то, что концессионеры сами стали куда более активными. Потому что в условиях кризиса все прекрасно понимают, что сотрудничество по крупным инфраструктурным проектам позволит обеспечить каждому конкретному концессионеру свою личную финансовую стабильность в том числе. Законтрактованность на достаточно длинный период. И, естественно, представители бизнес-сообщества стараются, чтобы эти сделки были отработаны качественно, в срок — и прикладывают к этому достаточно много усилий. Это позитивный такой тренд, и мы считаем, что это окажет положительное влияние на рынок в целом.
Также мы все понимаем, что повсеместно ожидаемый дефицит бюджета случится.
Сейчас мы пока его не очень-то ощущаем, но я думаю, что где-то через полгода и концедент будет лучше понимать, что и как, и что с бюджетным планированием, и концессионеры — кто мог что-то сделать, останутся, кто не мог — уйдут с рынка. При этом в перспективе будет выстраиваться более эффективная структура партнерства между государством и частным бизнесом. Возможно, публичная сторона будет более лояльно относиться к некоторым условиям, которые интересны для бизнеса. И к тем условиям, которые предъявляют финансирующие организации. Да и бизнес, с учетом того, что это проекты законтрактованные, будет относиться к ним более продуманно, с большим пониманием того, что это все-таки не частное строительство и не частные проекты в чистом виде.
В общем, я надеюсь, что время, которое у нас сейчас есть, позволит нам понаблюдать, посмотреть, что будет происходить и на публичной стороне, и на стороне бизнес-сообщества, и двигаться к реализации новых ГЧП-проектов.
__________________________________
Читайте на эту же тему:
"Ситуация в ГЧП-проектах с нашим участием стабильная"