Юнис Теймурханлы, владелец и генеральный директор отеля «Гельвеция» (5 звезд):
— Эта новость, конечно, радостная, в том числе и потому что та критика, которая незаслуженно обрушилась на китайский рынок в 2018–2019 годах, приказала долго жить: ситуация последних 3 лет показала, что те, кто был за развитие массового китайского туризма в Петербурге (и я тоже, в частности), оказались, по-видимому, правы. Легко критиковать, когда у тебя из года в год спрос растет за счет платежеспособных европейцев: на этом фоне китайские туристы с невысоким средним чеком кажутся ненужными. И совсем другое дело, когда в период пандемии бюджетный сегмент очень сильно проседает, и мы понимаем, что лишнего туриста не бывает.
С 6 февраля границы с Китаем открываются, но, на мой взгляд, ждать быстрого восстановления туристического потока не приходится по ряду причин. Во-первых, еще до конца не урегулирован визовый вопрос. Это, конечно, формальность, но ее надо решить. Во-вторых, платежная система. Это важный вопрос, потому что для комфортного пребывания в России иностранцам всё же нужно иметь электронные деньги, а не только наличные, так как ряд платежей сейчас просто невозможно осуществить наличными. Поэтому сегодня, как один из вариантов, возможно введение так называемых предоплаченных электронных карт, ряд банков это уже обсуждает. И, наконец, в-третьих и в-главных, полетные программы. Перелеты стали существенно дороже, а потому подорожал весь тур. Для китайцев сейчас прямо-таки сесть в самолет и прилететь в Петербург — это далеко и дорого. Поэтому пройдет какое-то время, чтобы восстановились полетные программы, возобновились чартеры — словом, чтобы рынок оживился. И поэтому — да, границы открываются, но, на мой взгляд, раньше лета эта картина глобально не развернется. Кроме того, многое будет зависеть от геополитических изменений.
Но в любом случае эта новость, конечно, положительная, потому что китайский рынок — это прежде всего бюджетный рынок. Основная масса китайских туристов селится в бюджетных средствах размещения, поэтому, скажем, для моего отеля это всё же не основной гость. Но при этом мы понимаем, что чем больше заполняется бюджетных средств размещения, тем лучше себя чувствует рынок в целом, ведь когда эти ниши заполнены, рынок оживает, а значит дорожает.
В «Гельвеции» не размещаются групповые китайские туристы, потому что мы работаем в премиальном сегменте и дороги для этой категории туристов. Но мы бьемся за индивидуальных китайских туристов, путешествующих в Россию семьями или небольшими группами. Часто их целью является медицинский туризм. Среди наших гостей неоднократно были парочки или семьи, приезжающие, например, по линии офтальмологии, классической хирургии или репродуктологии.
Поэтому от китайского рынка каждое средство размещения получит свое, и это замечательно.