Отельеры надеются, что турист поедет и в «заколоченный» Петербург

Представители крупных гостиничных компаний Петербурга ждут хороший летний сезон, но при условии, что с города снимут ярлык «тотально закрытого мегаполиса» и начнется его продвижение не только на уровне отелей, но и на уровне городского правительства.
Иван Кисеев.jpg
Иван Кисеев, директор по развитию Marriott International в России и странах СНГ:

— Мы понимаем, что туристический Петербург в этом летнем сезоне будет чувствовать себя достаточно хорошо. Но зависит это, конечно, только от того, какие именно ограничения будут предусмотрены для сферы услуг. Когда мы говорим о том, что туристические направления в России перевыполняют все планы, Петербург на самом деле в этом рейтинге является направлением №1. Он гораздо более привлекателен для народа, чем тот же Сочи или Байкал.

Прошлый летний сезон провалился только потому, что в городе было всё закрыто, и люди понимали, что ехать туда, где всё заколочено на две доски, неинтересно. Если в этом году у Петербурга не будет имиджа «заколоченного города», то люди приедут. Так вот если не раскручивать историю, что здесь всё закрыто и все ушли, то рынок ждет оживление. И оно не будет связано ни с футболом, ни даже с белыми ночами: это просто тренд, который живет сам по себе.

Другое дело, если вновь пойдет четкое позиционирование «не приезжайте в Санкт-Петербург!» Если люди, принимающие решения, решили дверь закрыть, то через нее вряд ли кто-то проберется.

Но когда мы говорим о том, что спрос восстанавливается, надо понимать, что речь идет прежде всего о его восстановлении в сегменте индивидуального туризма. Это сегмент, который во всём мире восстанавливается раньше других: и в Китае, и в США, и у нас. Потому что это самая простая точка принятия решения: я сам собрался и сам приехал.

Второй уровень — восстановление бизнес-спроса, когда компании начинают отправлять своих сотрудников в бизнес-командировки. Этот уровень тоже уже начинает просматриваться.

Что касается главного для Петербурга сегмента MICE — группового туризма, то здесь индикатор пока совсем выключен из розетки: здесь вообще непонятно, кто, когда и при каких условиях возьмет на себя ответственность собрать 200 человек и куда-то их отправить. А это очень большой сегмент спроса, особенно в Санкт-Петербурге. И без него речь о полном восстановлении рынка идти не может. Этот фактор — большая головная боль для крупных отелей. У отелей поменьше, которые могут набрать себе индивидуальных туристов и обходиться только ими, ситуация попроще.

Мария Знова.jpg
Мария Знова, старший директор по развитию бизнеса Radisson Hotel Group:
— Мы видим улучшение рынка. Могу сказать на своем примере: когда я хочу вырваться в Петербург на уикенд и приехать в один из наших отелей, то тот тариф, который раньше нам предоставлялся фактически бесплатно, сегодня вовсе не бесплатный, а очень даже высокий. И это хороший знак! Загрузка на выходные приличная. На неделе, конечно, она снижается, потому что сегодняшняя тенденция — путешествия выходного дня. И это главное отличие от допандемийных показателей, когда в белые ночи между выходными и будними днями мы наблюдали хороший баланс. Изо всех наших отелей больше всего сегодня страдают две гостиницы, которые раньше работали на китайские делегации: у них большой объем номерного фонда, а расположены они отнюдь не в центре. И, конечно, их объем невозможно заполнить только местными туристами.

Алексис Фейя.jpg
Алексис Фейя, директор по развитию бизнеса InterContinental Hotels Group в России, странах СНГ, Грузии, Украине и Прибалтике:
— Петербург входит в топ-25 городов мира, которые хотел бы посетить каждый человек на земле. То, что сегодня границы закрыты, автоматически отсекает не менее 50% гостей, которые могли бы его посетить. А то, что в прошлом году были закрыты Эрмитаж, Русский музей и другие туристические места, отсекает еще какое-то количество потенциальных гостей. Но люди хотят сюда ехать! Лето началось у нас очень хорошо: в отелях фактически стопроцентная загрузка.

Константин Сторожев.jpg
Константин Сторожев, генеральный директор УК VALO Service:
— Большие городские отели живут, на мой взгляд, немного своей жизнью. Крупный отель не может жить маятниковой миграцией. Его необходимо загружать группами. Да, мы приняли участие в Петербургском международном экономическом форуме: его участники заселялись в том числе и к нам. У нас живут гости, приехавшие в Петербург на футбол. Кстати, их вовсе не так много, как могло бы быть. Но вот закончился ПМЭФ, закончится футбол. Хватит ли индивидуального туризма для заполнения крупных гостиниц? У меня на это ответа нет. Потому что тех, кто приезжает надолго (от недели), очень немного.

Варвара Лень.jpg
Варвара Лень, заместитель операционного директора по маркетингу и IT-проектам сети апарт-отелей YE'S:
— Загрузка наших отелей в 2021 году приближается к 100%. Для сравнения: в 2020-м загрузка YE'S Marata не достигла 60%, а YE'S Hoshimina чуть превысила 80%. При этом ADR (средняя цена за номер или ночь) направления краткосрочной аренды также увеличивается, сегодня она примерно на 30–35% выше, чем на рынке арендного жилья в целом. Мы видим, что портрет гостя изменился. Очевидно, что сейчас активно развивается внутренний туризм и люди стали меньше прибегать к услугам туристических агентств: чаще всего они сами выбирают себе средство размещения и туристическую программу. Кроме того, мы наблюдаем омоложение аудитории (возраст самостоятельных путешественников начинается буквально от 16 лет) и тенденцию на короткие путешествия: к примеру, к нам приезжает очень много гостей из Ленинградской области, заселяясь на несколько дней.

По материалам ежегодного форума по отельному бизнесу и индустрии гостеприимства Hospitality Industry Forum

Фото обложки: Игорь Никитин / Коммерсантъ


Актуально сегодня