
Представители крупных гостиничных компаний Петербурга ждут хороший летний сезон, но при условии, что с города снимут ярлык «тотально закрытого мегаполиса» и начнется его продвижение не только на уровне отелей, но и на уровне городского правительства.

Иван Кисеев, директор по развитию Marriott International в России и странах СНГ:
— Мы понимаем, что туристический Петербург в этом летнем сезоне будет чувствовать себя достаточно хорошо. Но зависит это, конечно, только от того, какие именно ограничения будут предусмотрены для сферы услуг. Когда мы говорим о том, что туристические направления в России перевыполняют все планы, Петербург на самом деле в этом рейтинге является направлением №1. Он гораздо более привлекателен для народа, чем тот же Сочи или Байкал.
Прошлый летний сезон провалился только потому, что в городе было всё закрыто, и люди понимали, что ехать туда, где всё заколочено на две доски, неинтересно. Если в этом году у Петербурга не будет имиджа «заколоченного города», то люди приедут. Так вот если не раскручивать историю, что здесь всё закрыто и все ушли, то рынок ждет оживление. И оно не будет связано ни с футболом, ни даже с белыми ночами: это просто тренд, который живет сам по себе.
Другое дело, если вновь пойдет четкое позиционирование «не приезжайте в Санкт-Петербург!» Если люди, принимающие решения, решили дверь закрыть, то через нее вряд ли кто-то проберется.
Но когда мы говорим о том, что спрос восстанавливается, надо понимать, что речь идет прежде всего о его восстановлении в сегменте индивидуального туризма. Это сегмент, который во всём мире восстанавливается раньше других: и в Китае, и в США, и у нас. Потому что это самая простая точка принятия решения: я сам собрался и сам приехал.
Второй уровень — восстановление бизнес-спроса, когда компании начинают отправлять своих сотрудников в бизнес-командировки. Этот уровень тоже уже начинает просматриваться.
Что касается главного для Петербурга сегмента MICE — группового туризма, то здесь индикатор пока совсем выключен из розетки: здесь вообще непонятно, кто, когда и при каких условиях возьмет на себя ответственность собрать 200 человек и куда-то их отправить. А это очень большой сегмент спроса, особенно в Санкт-Петербурге. И без него речь о полном восстановлении рынка идти не может. Этот фактор — большая головная боль для крупных отелей. У отелей поменьше, которые могут набрать себе индивидуальных туристов и обходиться только ими, ситуация попроще.

Мария Знова, старший директор по развитию бизнеса Radisson Hotel Group:
— Мы видим улучшение рынка. Могу сказать на своем примере: когда я хочу вырваться в Петербург на уикенд и приехать в один из наших отелей, то тот тариф, который раньше нам предоставлялся фактически бесплатно, сегодня вовсе не бесплатный, а очень даже высокий. И это хороший знак! Загрузка на выходные приличная. На неделе, конечно, она снижается, потому что сегодняшняя тенденция — путешествия выходного дня. И это главное отличие от допандемийных показателей, когда в белые ночи между выходными и будними днями мы наблюдали хороший баланс. Изо всех наших отелей больше всего сегодня страдают две гостиницы, которые раньше работали на китайские делегации: у них большой объем номерного фонда, а расположены они отнюдь не в центре. И, конечно, их объем невозможно заполнить только местными туристами.

Алексис Фейя, директор по развитию бизнеса InterContinental Hotels Group в России, странах СНГ, Грузии, Украине и Прибалтике:
— Петербург входит в топ-25 городов мира, которые хотел бы посетить каждый человек на земле. То, что сегодня границы закрыты, автоматически отсекает не менее 50% гостей, которые могли бы его посетить. А то, что в прошлом году были закрыты Эрмитаж, Русский музей и другие туристические места, отсекает еще какое-то количество потенциальных гостей. Но люди хотят сюда ехать! Лето началось у нас очень хорошо: в отелях фактически стопроцентная загрузка.

Константин Сторожев, генеральный директор УК VALO Service:
— Большие городские отели живут, на мой взгляд, немного своей жизнью. Крупный отель не может жить маятниковой миграцией. Его необходимо загружать группами. Да, мы приняли участие в Петербургском международном экономическом форуме: его участники заселялись в том числе и к нам. У нас живут гости, приехавшие в Петербург на футбол. Кстати, их вовсе не так много, как могло бы быть. Но вот закончился ПМЭФ, закончится футбол. Хватит ли индивидуального туризма для заполнения крупных гостиниц? У меня на это ответа нет. Потому что тех, кто приезжает надолго (от недели), очень немного.

Варвара Лень, заместитель операционного директора по маркетингу и IT-проектам сети апарт-отелей YE'S:
— Загрузка наших отелей в 2021 году приближается к 100%. Для сравнения: в 2020-м загрузка YE'S Marata не достигла 60%, а YE'S Hoshimina чуть превысила 80%. При этом ADR (средняя цена за номер или ночь) направления краткосрочной аренды также увеличивается, сегодня она примерно на 30–35% выше, чем на рынке арендного жилья в целом. Мы видим, что портрет гостя изменился. Очевидно, что сейчас активно развивается внутренний туризм и люди стали меньше прибегать к услугам туристических агентств: чаще всего они сами выбирают себе средство размещения и туристическую программу. Кроме того, мы наблюдаем омоложение аудитории (возраст самостоятельных путешественников начинается буквально от 16 лет) и тенденцию на короткие путешествия: к примеру, к нам приезжает очень много гостей из Ленинградской области, заселяясь на несколько дней.
По материалам ежегодного форума по отельному бизнесу и индустрии гостеприимства Hospitality Industry Forum
Фото обложки: Игорь Никитин / Коммерсантъ
Лиха беда начало. Как Россия выбирается из демографической ямы
Подробнее
За рождение пятого и последующего ребенка — 1,5 млн рублей
Подробнее
Свято место. Почему уход иностранных компаний — это так плохо, что даже хорошо
Подробнее
По данным ГК «Бестъ», в Санкт-Петербурге насчитывается 1,5 млн м2 так называемой неудобной недвижимости, нуждающейся в реконструкции или обновлении. Это некоторые исторические здания, морально устаревшие производства, а также современные объекты с неактуальной концепцией. Как вдохнуть в эту недвижимость новую жизнь, читайте в подборке мнений участников рынка.
Ольга Кантемирова
07.12.2023
Первый бизнес-форум девелопмента гостеприимства и туризма «ВСЕСЕЗОН» состоится в Петербурге 28-29 ноября.
26.11.2023
Несмотря на возобновление безвизового режима с Китаем, городской бюджет может не увидеть денег от китайских туристов. До пандемии китайцы обслуживали свой туристический поток самостоятельно, без участия российских контрагентов. Можно ли победить этот теневой рынок, разбирался «Новый проспект».
Светлана Куликова
03.11.2023