От Ивана до Ивана. Год под знаком страха и упрёка
Новый проспект
Мнения

От Ивана до Ивана. Год под знаком страха и упрёка

Прочитано: 434
От Ивана до Ивана. Год под знаком страха и упрёка

Бывший журналист, конечно, но всего два месяца как бывший — много лет Сафронов-младший работал в «Коммерсанте», потом в «Ведомостях», и уходил оба раза громко: в «Коммерсанте» его увольнение спровоцировало исход всего отдела политики, из «Ведомостей» он ушел одним из первых после скандальной замены руководства, в общем, нужно понимать, что человек это, во-первых, с репутацией, а во-вторых, с принципами. 

Последние два месяца Иван Сафронов работал в «Роскосмосе» — госкорпорации, о которой много писал будучи журналистом. Почти на рабочем месте, перед входом, его и скрутили сотрудники ФСБ, задержав по подозрению в государственной измене. Теперь он в Лефортово ждет предъявления официального обвинения, а ошарашенные коллеги стоят в пикетах и выпускают петиции с заявлениями.

С Голуновым было, конечно, проще. Его дело организовали полицейские, ребята, в общем, простые и бесхитростные, и поэтому тупая абсурдность обвинений стала очевидной с самого-самого начала, когда столичный главк зачем-то опубликовал абсолютно левые фотографии и настаивал, что это-де снимки нарколаборатории в квартире Голунова. А здесь не полиция, здесь ФСБ, и речь идет о вещах из категории гостайны, то есть заведомо с трудом проверяемых. Информацию о деталях обвинения, которую можно было бы взвесить на предмет убедительности, вероятнее всего, придется получать из обрывочных намеков «источников».

На вопрос «мог ли теоретически Иван Сафронов иметь какую-то секретную информацию и передавать ее чешским спецслужбам», ответ положительный — ну да, любой хороший журналист знает гораздо больше, чем пишет, и что-то вполне может с этой лишней информацией делать. Но этот ответ ничего не добавляет к ситуации, потому что теоретически может быть вообще все что угодно, теоретически любой человек может и метамфетамин на балконе варить, и по ночам с топориком в парке на прохожих охотиться, но для обвинения мало допущений. Мало ли кто что мог. Мог ли маршал Блюхер быть японским шпионом, например?

Можно ведь и другой вопрос поставить: «Может ли ФСБ сфабриковать дело по надуманным подозрениям?». И на этот вопрос ответ тоже будет положительный, вот в чем дело. Репутация Ивана Сафронова стоит против репутации спецслужб — и спецслужбы здесь как минимум не перевешивают.

Когда задержание опасного шпиона нам начинают показывать практически в прямом эфире по телевидению — это уже повод засомневаться. Дела о военном шпионаже — не из категории публичных, обычно само их существование — уже секрет. А здесь прямо какая-то демонстрация, с выступлением ФСБ, службы, не склонной к комментированию своих действий.

Обвинение в государственной измене и работе на иностранные спецслужбы в России дискредитировано еще периодом 1930-х годов, когда каких-нибудь «польских шпионов» у нас оказывалось больше, чем когда-либо работало во всей польской разведке. С тех пор такие на такие обвинения общество делает стойку — слишком много ассоциаций. И поэтому они нуждаются в особенно тщательном подходе, они могут быть только совершенно железобетонными и окончательно разъясненными. Тем более когда речь идет о человеке с такой репутацией и такой профессией, как у Ивана Сафронова.

Так совпало — случайно или нет, что задержание Сафронова произошло на следующий день после приговора псковской журналистке Светлане Прокопьевой, которую судили за «оправдание терроризма», а по сути — за колонку, в которой Прокопьева рассуждала о политических причинах такого явления в России. Обвинение запрашивало шесть лет колонии, но суд вынес заметно более мягкий приговор, 500 тысяч рублей штрафа. По нынешним временам это просто победа и наверняка, как и в деле Ивана Голунова, большую роль здесь сыграло общественное напряжение.

Вряд ли оба события связаны фактически, но визуально они начинают выглядеть каким-то общим, спланированным наступлением. Как будто государство что-то хочет нам сообщить, и прочитывается это послание вполне однозначно: высказывание несанкционированного мнения, опубликование нежелательного текста, сомнительный контакт с иностранцем, еще вчера допустимые, теперь расцениваются государством как преступление, как измена. Потому что оно так решило. И само определяет, что сегодня считается тайной. Государству нужна строгая однозначность, ему не нужна рефлексия. Именем 80% проголосовавших за поправки в Конституцию оно обосновывает право диктовать.

Может быть, Ивана Сафронова удастся оттащить от тюремного срока (что, наверное,  возможно — есть примеры Голунова и Прокопьевой). Но высказывание — в виде вот этого демонстративного ареста, прогона по судебному коридору с прижатой вниз головой, заключения в клетку — уже сделано. Страх, который все уже испытали, запомнится лучше приговора.

Читайте на эту тему:

Бизнесмены об «эффекте Голунова»: «Мы на такое не способны. Революции делают люди, которым нечего терять»

Тотальная фальсификация. Почему дело Ивана Голунова важнее, чем ПМЭФ

Отпустили! «Дело Голунова» — что это было и что теперь будет

Фото: Иван Водопьянов/Коммерсантъ


Иван Сафронов Коммерсантъ арест
Другие статьи автора Читайте также по теме
Что означает решение Международного уголовного суда (МУС), который выдал ордер на арест президента России Владимира Путина и уполномоченной по правам ребенка в РФ Львовой-Беловой, и какие неочевидные факторы мотивируют судей в Гааге — об этом в интервью "Новому проспекту" рассказал эксперт по международному праву, доктор юридических наук Алексей Исполинов.
Ивана Сафронова, бывшего советника главы «Роскосмоса» и журналиста «Коммерсанта» и «Ведомостей», приговорили к 22 годам строгого режима за государственную измену. Так власть подвела черту под журналистикой предыдущей эпохи.
Музыканты группы ДДТ объявили о невозможности проведения ближайшего большого сольного концерта коллектива в Москве, который был намечен на 10 июня. Заявление группы опубликовано вместе с видеообращением в официальных аккаунтах 1 июня.
01.06.2022

Ребцентры для участников СВО открылись во всех районах Петербурга
01.04.2023
Трое петербуржцев вошли в топ-10 лучших кондитеров России по версии Where to Eat
01.04.2023
Новые памятники включат в расследование о ненадлежащем содержании мемориалов в Петербурге
01.04.2023
Три журналиста из Петербурга получили "Золотое перо России-2023"
01.04.2023
В Петербурге впервые прошел конкурс петербургской кухни "Приз Радецкого"
01.04.2023
В первый день записи детей в 1 класс в Петербурге подано 30 тыс. заявлений от родителей
01.04.2023
Доля китайских автомобилей на российском рынке в этом году может достичь 60%
01.04.2023
Рынок хлебобулочной продукции в России по итогам 2022 года вырос на 15,5 % до 990 млрд рублей
01.04.2023
Московскую квартиру бывшего министра Абызова продают почти за 0,4 млрд рублей
01.04.2023
Италия запретила гражданам пользоваться ChatGPT
01.04.2023
Дизайн нового игрового планшета ASUS создал автор костюма "Железного человека"
01.04.2023
Солнце в марте радовало петербуржцев лишь 76,5 часа
01.04.2023
Первую Lada с бывшего завода Nissan планируют выпустить к ПМЭФ
01.04.2023
Более 110 новых "умных" трамваев появится в Петербурге за три года
01.04.2023
Юрлицо Electronic Arts в России ликвидировано
01.04.2023
Мишустин выделил 86,5 млрд рублей на развитие электротранспорта в 10 регионах
01.04.2023
В России начался весенний призыв в армию
01.04.2023
Сбербанк повысил тарифы за QR-платежи
01.04.2023
Илон Маск собирается посетить Китай
01.04.2023
МХТ — в Петербург, Александринка — в Москву: начинается традиционный гастрольный обмен театров
01.04.2023
Россия на месяц стала председателем Совбеза ООН
01.04.2023
Иностранным агентом признан лидер рок-группы "Ногу свело!" Максим Покровский и еще два человека и три организации
31.03.2023
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки