Андрей Тетыш, председатель совета директоров Агентства развития и исследований в недвижимости (АРИН):
— На рынке аренды стали появляться тренды, которых мы не видели довольно давно. Во-первых, это внеплановые съезды с квартир — резкое прекращение договоров аренды со стороны арендаторов. Иногда люди просто бросают ключи в почтовый ящик и исчезают. Конечно, такие случаи были всегда, но если ранее это происходило настолько редко, что на это никто не обращал внимания, то сейчас стало заметно.
Во-вторых, быстрое восстановление предложения после сезона спроса со стороны студентов, который приходится на конец августа — середину сентября. Традиционно в этот период они выметают предложение в низком и среднем ценовых сегментах, и после этой студенческой волны рынок приходит в баланс за недели три-четыре. Но в этом году он восстановился буквально за неделю после объявления о частичной мобилизации.
Еще один тренд последнего времени — люди не хотят проживать по месту фактической регистрации. Причины не декларируются, но если папа с сыном на хорошей машине приезжают на просмотр жилья в центральных локациях и у них местная прописка в том же районе, то становится понятно, что это делается для того, чтобы младший член семьи находился вне пределов места регистрации. Это сильно восстанавливает спрос в среднем и высоком ценовых сегментах.
Что касается сделок по купле-продаже вторичного жилья, то сейчас наблюдается обратная картина марту этого года. Тогда первыми сдались покупатели. Несмотря на атипичный подъем цен до 10–12%, они в панике пристраивали свои деньги. Эта динамика закончилась в первых числах апреля. Сейчас же противоположная ситуация. За эти недели первыми сдали нервы у продавцов. Но, по моим оценкам, и те и другие за неделю успокоятся. Люди не истерят больше 4–5 недель, так как человек привыкает к новому уровню адреналина. Это доказанный медициной факт.
Цены на вторичное жилье снизятся. До пандемии квадратный метр жилья в Петербурге обходился примерно в 100 тыс. рублей, но за последние 2 года в экономсегменте его стоимость выросла на 50%, а в более дорогих — в 2–2,5 раза. Сейчас на вторичном рынке жилья города выставлено на продажу 45 тыс. квартир, в то время как в среднем их было, как правило, 28–30 тыс. Никаких экономических оснований для того, чтобы цены оставались на этом уровне, я не вижу. Коррекция предыдущего роста цены уже началась с апреля, и она продолжится в дальнейшем.