Оптимизм и тревоги на рынке стройматериалов: "Локомотив должен ехать"
Новый проспект
Мнения

Оптимизм и тревоги на рынке стройматериалов: "Локомотив должен ехать"

Прочитано: 113

Рекордсменом 2021 года по росту объема поставок стал газобетон. Этот материал используют как для строительства небольших частных домов, так и для массовой застройки. За год объем его поставок в регионе вырос на 25%. Спрос разогнал цены, причем не только на сами материалы, но и на их доставку. Текущую ситуацию и перспективы «Новый проспект» обсудил с участниками рынка.

Александр Дубодел, руководитель Агентства исследования рынков:

— У многих в нашей отрасли в начале 2021 года были пессимистичные ожидания, в том числе и у меня. Ожидался спад производства стройматериалов на 5-8%. Начало было трудным: первый квартал года был вялый, но со второго квартала пошло улучшение. В результате мы имеем рост рынка по многим строительным материалам. Удивительным было второе полугодие. За год рынок бетонорастворных смесей и цемента вырос на 4,5-5%, рынок газобетона — на 25%, а рынок ЖБИ — на 15-16%. Были востребованы ПАГи (аэродромные плиты. — Прим. «НП») и сваи. Есть просадка по кирпичу, она связана с невозможностью поставок из-за выбытия производственных мощностей.

Мы всё время говорим, что благосостояние населения падает, но и в деньгах, и в валовых выражениях рынок вырос. Возможно, это связано с тем, что у людей нет крепкой веры в сохранение сбережений, поэтому они вкладывают деньги в что-то материальное. Развитие частного сектора и в принципе стройки обеспечили рост рынка. Существенную роль оказали инфраструктурные проекты, в частности развитие Усть-Луги. Оно, кстати, продолжится и в 2022 году.

На рост цен могло повлиять то, что изменились схема работы строительных компаний, перешедших на эскроу-счета. Теперь есть новый участник процесса в виде банка, который рублем компенсирует свои риски. В то же время рынок получил поддержку государства. В первой половине года спрос подогревала льготная ипотека, а во второй — госпрограммы. Многофакторного анализа мы не проводили, но, думаю, можно ожидать подъем строительства, а значит и рынка строительных материалов. У нас по итогам 2021 года рост количества нулевых циклов и подготовительных работ, рост активных строительных фаз. При этом снижается доля объектов в завершающих фазах и проблемных объектов.

Существенную роль на сегмент будет оказывать развитие инфраструктурных проектов. Тут будет важна своевременность финансирования. Также на развитие частного домостроения повлияет на спрос на строительные материалы, а эти показатели существенно зависят от благосостояния населения. По официальным данным, реальные денежные доходы населения растут, но я лично этого не заметил.

Андрей Евтушенко, генеральный директор ООО «Региональная нерудная компания»:

— Наш рынок очень сильно поднялся. Большое количество проектов, которые вот-вот стартанут, и жилищное строительство, и промышленное строительство привели к тому, что образовался даже небольшой дефицит щебня. Очень сильно поднялись цены на перевозки. В связи с тем, что три прошлых года были для перевозчиков очень непростыми, люди продавали машины. Между тем железная дорога подвела. Если в декабре 2020 пользование вагоном стоило 12-18 тыс. рублей за загрузку и перевозку (Псковская область — Московская регион), то в ноябре 2021 года цена поднялась до 100 тыс. рублей с лишним за один вагон!

Есть проблема с песком надлежащего качества. Нет омывных песков и сеяных песков в тех объёмах, которые необходимы для заводов, в том числе для проектов «Газпрома». Сейчас потихоньку карьеры выбираются, вырабатываются, и уходим всё вглубь и вглубь Ленобласти. Там пески как бы лучше, а на юге их вообще нет — как раз там, где они очень нужны. Приходится возить.

Я думаю, что с перевозками стройматериалов в 2022 году будет то же самое, что и в прошлом: дефицит, рост цен. Но и перевозчиков станет больше, народ заказывает машины. В тему оказалось, что появились санкции со стороны Европы и Америки в отношении Китая и китайского бизнеса. Грузовой сегмент Volvo с недавних пор принадлежит китайцам, и все машины, которые по плану были заточены на поставки в Европу и США, отправились в Россию.

Андрей Сабылин, генеральный директор ОАО «Ленстройдеталь»:

— У нас остался один маленький узкий сегмент, пока мы занимаемся только выпуском вибропрессованных изделий из бетона: плитка, бордюр и прочее. Прошлый год был не то чтобы плохой, но и не могу сказать, что суперхороший. Цены на материалы, естественно, дорожали, мы как-то пытались под это подстраиваться. По объёмам продаж не упали. В 2020 году, кстати, тоже падений не было, несмотря на пандемию. Продукция у нас довольно бюджетная, и, в принципе, люди для благоустройства её использовали. Госзаказы тоже не сильно упали.

Бурно развивается загородное строительство. Несмотря на колоссальное повышение цен на дерево и металл, оно не приостановилось. Мы видим, что благоустройством люди занимаются, многие достраивают дома. Думаю, что рынок благоустройства, к которому мы относимся, даже подрастёт. Люди, которые построили дома в 2021 году (а был просто строительный бум), начнут благоустраиваться, поэтому небольшое повышение нашей отрасли возможно — на 10%.

Говорят, что в 2022 году какие-то гигантские объёмы федеральных денег на наш город свалятся и будут гигантские объёмы дорожного строительства. Там тоже используется наша продукция, это бордюрный камень различных вариантов, 17-й и 15-й бордюр. Так что ждём от госзаказа какого-то расширения.

Андрей Мукосеев, руководитель компании «ИТ-Платформа»:

— Для производителей строительных материалов и для транспортных компаний итоги 2021 года были хорошие. Цены выросли примерно на 20-30%, при этом объёмы выпуска не снизились. В 2021 у нас возник (ну, по крайней мере по Питеру и Северо-Западному региону) дефицит транспорта: шаланд, вагонов, миксеров и так далее. Производители не могли доставить продукцию заказчикам. В итоге возник рост цен.

Вообще, всё подорожало. Инфляция реально большая, если даже сравнить со строительными материалами, продуктами. А уровень заработной платы не вырос. Поэтому, я думаю, в 2022 году строители начнут думать, что делать с тем жильём, которое они понастроили, как его продавать. Сейчас многие строительные компании сидят и думают, куда это всё девать. Покупатель закончился. Вернее, не сам покупатель, а его деньги на покупку квартир.

Ильдар Кутыев, директор по развитию ООО «ДСК»:

— Объёмы строительства в 2021 году были хорошие, цены поднимались. Другое дело, что прибыли особо не было — сырье дорожало. Рост цен на сырье, наверное, был связан с падением курса рубля и ростом инфляции. Во всех цепочках произошёл подъем цен. Но сами объёмы реализации продукции были неплохие. Я с коллегами общаюсь, знаю, что они достаточно хорошо прошли год. Когда наступила пандемия, казалось, что будет существенное падение рынка. Но после того, как государство оказало отрасли поддержку в виде льготной ипотеки, рост рынка был простимулирован и, соответственно, объёмы начали расти. Отказ от льготной ипотеки может откатить рынок обратно. А ведь стройка является локомотивом экономики. Она потребляет сырье: песок щебень, бетон, цемент. Все вот эти цепочки товародвижения охватывают значительную часть экономики. Поэтому если идёт рост стройки, идёт и рост всей экономики. А если стройка тормозит, начинается торможение по всей цепочке. Избыток арматуры — значит будут сталевары останавливаться; избыток цемента, — соответственно, цементные заводы будут меньше производить и так далее.

стройматериалы итоги года
Другие статьи автора Читайте также по теме
Ирландский производитель стройматериалов Kingspan объявил об уходе из России. Компания передаёт свои активы в управление российскому менеджменту: таким образом созданные ею производства продолжат работу.
Цены на стройматериалы в Петербурге за последний месяц выросли на 40%. Это уже привело к увеличению себестоимости строительных работ. «Новый проспект» спросил участников рынка о том, как в итоге подорожает жилье и можно ли что-то сделать, чтобы удержать ситуацию под контролем.
«Новый проспект» открывает новую рубрику «Автоцентр «НП» совместно с порталом «Auto-Dealer.ru — Петербург» и нашими партнерами, где мы ежемесячно будем рассказывать о самых главных тенденциях на авторынке.
Редакция 07.02.2022

Кадыров: "У сдавшихся в плен на "Азовстали" нет ни духа, ни идеи"
21.05.2022
Российский бизнес законодательно освободят от ответственности за параллельный импорт
21.05.2022
Сегодня в Петербурге состоится фестиваль "Ночь музеев". Куда можно сходить?
21.05.2022
Минэкономики не поддержало идею о выходе России из ВТО из-за угрозы изоляции страны
21.05.2022
Центральный участок ЗСД сегодня будет закрыт для автомобилей с 14:00 из-за спортивного мероприятия
21.05.2022
Петергоф открывает сезон фонтанов
21.05.2022
Сегодня утром "Газпром" прекратил поставки газа в Финляндию
21.05.2022
Эстония оказалась лидером Евросоюза по росту цен
21.05.2022
Долги россиян по ЖКХ выросли до 1,5 трлн рублей
21.05.2022
В реестр физлиц-иноагентов внесены Ходорковский и Каспаров
20.05.2022
"От дачи показаний отказываюсь". Юрий Шевчук не стал общаться с МВД со ссылкой на 51-ю статью Конституции
20.05.2022
Рейтинг Байдена упал до рекордного минимума
20.05.2022
Отопление в Петербурге окончательно отключат 23 мая
20.05.2022
Россию не пригласили в Японию на церемонию памяти жертв атомной бомбардировки
20.05.2022
Опрос: блокировки соцсетей поддерживает только треть россиян
20.05.2022
В России начали прививать медиков от оспы обезьян
20.05.2022
ООН о потерях среди гражданского населения в Украине: "3838 убитых и 4351 раненых"
20.05.2022
Путин придумал способ бороться с торговыми санкциями против России
20.05.2022
Канада ввела новые санкции против российских миллиардеров
20.05.2022
Минобороны: на "Азовстали" сдались в плен более 1900 украинских военных
20.05.2022
В библиотеки Санкт-Петербурга передали книги, посвященные 300-летию победы в Северной войне
20.05.2022
Петербург украсят флагами и баннерами к 350-летию Петра Великого
20.05.2022
Развлекательные программы "Пусть говорят" и "На самом деле" вернули в эфир "Первого канала"
20.05.2022
McDonald’s уйдет, но его рецепты и бренд останутся в России
20.05.2022
Россия прекращает поставку газа финской госкомпании Gasum
20.05.2022
Бывший канцлер ФРГ Герхард Шредер вышел из совета директоров "Роснефти"
20.05.2022
Движение по центральному участку ЗСД завтра ограничит спортивный забег
20.05.2022
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки