Оптимизм и тревоги на рынке стройматериалов: "Локомотив должен ехать"

25 Января 2022

Рекордсменом 2021 года по росту объема поставок стал газобетон. Этот материал используют как для строительства небольших частных домов, так и для массовой застройки. За год объем его поставок в регионе вырос на 25%. Спрос разогнал цены, причем не только на сами материалы, но и на их доставку. Текущую ситуацию и перспективы «Новый проспект» обсудил с участниками рынка.

Александр Дубодел, руководитель Агентства исследования рынков:

— У многих в нашей отрасли в начале 2021 года были пессимистичные ожидания, в том числе и у меня. Ожидался спад производства стройматериалов на 5-8%. Начало было трудным: первый квартал года был вялый, но со второго квартала пошло улучшение. В результате мы имеем рост рынка по многим строительным материалам. Удивительным было второе полугодие. За год рынок бетонорастворных смесей и цемента вырос на 4,5-5%, рынок газобетона — на 25%, а рынок ЖБИ — на 15-16%. Были востребованы ПАГи (аэродромные плиты. — Прим. «НП») и сваи. Есть просадка по кирпичу, она связана с невозможностью поставок из-за выбытия производственных мощностей.

Мы всё время говорим, что благосостояние населения падает, но и в деньгах, и в валовых выражениях рынок вырос. Возможно, это связано с тем, что у людей нет крепкой веры в сохранение сбережений, поэтому они вкладывают деньги в что-то материальное. Развитие частного сектора и в принципе стройки обеспечили рост рынка. Существенную роль оказали инфраструктурные проекты, в частности развитие Усть-Луги. Оно, кстати, продолжится и в 2022 году.

На рост цен могло повлиять то, что изменились схема работы строительных компаний, перешедших на эскроу-счета. Теперь есть новый участник процесса в виде банка, который рублем компенсирует свои риски. В то же время рынок получил поддержку государства. В первой половине года спрос подогревала льготная ипотека, а во второй — госпрограммы. Многофакторного анализа мы не проводили, но, думаю, можно ожидать подъем строительства, а значит и рынка строительных материалов. У нас по итогам 2021 года рост количества нулевых циклов и подготовительных работ, рост активных строительных фаз. При этом снижается доля объектов в завершающих фазах и проблемных объектов.

Существенную роль на сегмент будет оказывать развитие инфраструктурных проектов. Тут будет важна своевременность финансирования. Также на развитие частного домостроения повлияет на спрос на строительные материалы, а эти показатели существенно зависят от благосостояния населения. По официальным данным, реальные денежные доходы населения растут, но я лично этого не заметил.

Андрей Евтушенко, генеральный директор ООО «Региональная нерудная компания»:

— Наш рынок очень сильно поднялся. Большое количество проектов, которые вот-вот стартанут, и жилищное строительство, и промышленное строительство привели к тому, что образовался даже небольшой дефицит щебня. Очень сильно поднялись цены на перевозки. В связи с тем, что три прошлых года были для перевозчиков очень непростыми, люди продавали машины. Между тем железная дорога подвела. Если в декабре 2020 пользование вагоном стоило 12-18 тыс. рублей за загрузку и перевозку (Псковская область — Московская регион), то в ноябре 2021 года цена поднялась до 100 тыс. рублей с лишним за один вагон!

Есть проблема с песком надлежащего качества. Нет омывных песков и сеяных песков в тех объёмах, которые необходимы для заводов, в том числе для проектов «Газпрома». Сейчас потихоньку карьеры выбираются, вырабатываются, и уходим всё вглубь и вглубь Ленобласти. Там пески как бы лучше, а на юге их вообще нет — как раз там, где они очень нужны. Приходится возить.

Я думаю, что с перевозками стройматериалов в 2022 году будет то же самое, что и в прошлом: дефицит, рост цен. Но и перевозчиков станет больше, народ заказывает машины. В тему оказалось, что появились санкции со стороны Европы и Америки в отношении Китая и китайского бизнеса. Грузовой сегмент Volvo с недавних пор принадлежит китайцам, и все машины, которые по плану были заточены на поставки в Европу и США, отправились в Россию.

Андрей Сабылин, генеральный директор ОАО «Ленстройдеталь»:

— У нас остался один маленький узкий сегмент, пока мы занимаемся только выпуском вибропрессованных изделий из бетона: плитка, бордюр и прочее. Прошлый год был не то чтобы плохой, но и не могу сказать, что суперхороший. Цены на материалы, естественно, дорожали, мы как-то пытались под это подстраиваться. По объёмам продаж не упали. В 2020 году, кстати, тоже падений не было, несмотря на пандемию. Продукция у нас довольно бюджетная, и, в принципе, люди для благоустройства её использовали. Госзаказы тоже не сильно упали.

Бурно развивается загородное строительство. Несмотря на колоссальное повышение цен на дерево и металл, оно не приостановилось. Мы видим, что благоустройством люди занимаются, многие достраивают дома. Думаю, что рынок благоустройства, к которому мы относимся, даже подрастёт. Люди, которые построили дома в 2021 году (а был просто строительный бум), начнут благоустраиваться, поэтому небольшое повышение нашей отрасли возможно — на 10%.

Говорят, что в 2022 году какие-то гигантские объёмы федеральных денег на наш город свалятся и будут гигантские объёмы дорожного строительства. Там тоже используется наша продукция, это бордюрный камень различных вариантов, 17-й и 15-й бордюр. Так что ждём от госзаказа какого-то расширения.

Андрей Мукосеев, руководитель компании «ИТ-Платформа»:

— Для производителей строительных материалов и для транспортных компаний итоги 2021 года были хорошие. Цены выросли примерно на 20-30%, при этом объёмы выпуска не снизились. В 2021 у нас возник (ну, по крайней мере по Питеру и Северо-Западному региону) дефицит транспорта: шаланд, вагонов, миксеров и так далее. Производители не могли доставить продукцию заказчикам. В итоге возник рост цен.

Вообще, всё подорожало. Инфляция реально большая, если даже сравнить со строительными материалами, продуктами. А уровень заработной платы не вырос. Поэтому, я думаю, в 2022 году строители начнут думать, что делать с тем жильём, которое они понастроили, как его продавать. Сейчас многие строительные компании сидят и думают, куда это всё девать. Покупатель закончился. Вернее, не сам покупатель, а его деньги на покупку квартир.

Ильдар Кутыев, директор по развитию ООО «ДСК»:

— Объёмы строительства в 2021 году были хорошие, цены поднимались. Другое дело, что прибыли особо не было — сырье дорожало. Рост цен на сырье, наверное, был связан с падением курса рубля и ростом инфляции. Во всех цепочках произошёл подъем цен. Но сами объёмы реализации продукции были неплохие. Я с коллегами общаюсь, знаю, что они достаточно хорошо прошли год. Когда наступила пандемия, казалось, что будет существенное падение рынка. Но после того, как государство оказало отрасли поддержку в виде льготной ипотеки, рост рынка был простимулирован и, соответственно, объёмы начали расти. Отказ от льготной ипотеки может откатить рынок обратно. А ведь стройка является локомотивом экономики. Она потребляет сырье: песок щебень, бетон, цемент. Все вот эти цепочки товародвижения охватывают значительную часть экономики. Поэтому если идёт рост стройки, идёт и рост всей экономики. А если стройка тормозит, начинается торможение по всей цепочке. Избыток арматуры — значит будут сталевары останавливаться; избыток цемента, — соответственно, цементные заводы будут меньше производить и так далее.

Актуально сегодня