Операция «Кодирование». Как превратить ресторан в антиковидное заведение

В течение последних двух недель над ресторанным рынком вновь нависла угроза локдауна. Власти отреагировали очень быстро, потому что нового тотального закрытия не хочет никто. В результате появились новые требования к заведениям общепита. Смогут ли рестораны их выполнить - большой вопрос. Но поскольку это единственная возможность продолжить работу, придется постараться: обеспечить вакцинацию 60% сотрудников и заняться проверкой QR-кодов у посетителей. Чем грозит игнорирование новых требований, рассказывают член юридического совета Федерации рестораторов и отельеров России (ФРиО) Александр Баев и директор Союза управляющих ресторанами ФРиО Олимпиада Знаменская.

QR-код для гостей

С этой недели гости могут попасть в рестораны Москвы только по QR-коду, при этом с них снимается обязанность надевать в заведении перчатки и маски. 

Этот QR-код гости могут получить, если они:

  • официально не более 180 дней назад переболели коронавирусной инфекцией;
  • сделали ПЦР-тест, действующий 72 часа;
  • вакцинированы.

Обратите внимание: сотрудники заведений по-прежнему должны быть и в перчатках, и в масках.

В отношении гостей у нас есть проблема. Очень большое количество людей переболело бессимптомно либо легко, поэтому они не обращались за официальной помощью, но в то же время имеют антитела. Эти люди попадают в некий правовой вакуум и должны либо делать ПЦР-тест, либо прививаться, чтобы получить QR-код. Если у человека медицинский отвод от вакцинации, он тоже должен делать ПЦР-тест. Несовершеннолетние дети могут прийти без QR-кода со взрослым человеком, у которого он есть.

Что касается иностранных гостей и приезжих, то департамент цифровых технологий столицы объявил, что они также имеют возможность получить QR-коды: для них на mos.ru создаются упрощенные личные кабинеты.

Реестр для предприятия

Ресторатор, который не хочет закрывать свое предприятие, должен зарегистрировать его в специальном реестре. Попадание туда означает, что все гости заведения проверяются по QR-коду. Если ресторатор нарушит данное правило, его могут исключить из реестра, а вернуться туда он сможет только через 90 дней.

Эти нормы касаются и ресторанов при отелях — с одной поправкой: по QR-коду ресторан при отеле принимает лишь гостей, которые приходят извне. Проживающих в отеле гостей можно принимать и без QR-кода. До 12 июля без QR-кода можно также посещать летние веранды. А дальше всё будет зависеть от эпидемиологической обстановки.

Фудкорты — тема отдельная. Для них будет организована специальная комиссия, которая оценит, создал ли тот или иной фудкорт условия, чтобы попасть в категорию антиковидных кафе.

Вакцинация персонала

Работодатель сегодня обязан обеспечить вакцинацию 60% персонала. В остальные 40% входят люди, которые переболели ковидом и у которых есть антитела, а также те, кто не может делать прививки по медицинским показаниям. Те предприятия, у которых привито не менее 60% сотрудников, получат паспорта коллективного иммунитета.

По действующим нормативам вакцинированными должны быть от 60% сотрудников — это самая низкая планка. При этом к 15 июля нужно, чтобы была введена первая вакцина, к 15 августа — вторая. Поэтому работодателю необходимо создать все условия для вакцинации.

Для этого генеральный директор должен выпустить предписание, проще говоря приказ, в котором будут прописаны выходные для тех, кто вакцинируется, и указаны ближайшие пункты вакцинации. Это, во-первых, реальная помощь сотрудникам (не все из них знают, куда идти и что делать), а во-вторых, ответит проверяющим на вопрос «что вы сделали, чтобы сотрудники вакцинировались».

Кроме приказа генеральный директор должен создать реестр тех, кто уже сделал прививку, и тех, кто пока гуляет без нее.

Конечно, работодатель может столкнуться с сопротивлением сотрудников, которые откажутся вакцинироваться наотрез: они имеют на это право, и уволить их за это нельзя. Но собственник вынужден будет отстранить таких сотрудников от работы без сохранения заработной платы, стажа и без учета этого стажа при расчете отпуска.

Подчеркнем, что работодатель не просто может, он обязан отстранить таких сотрудников от работы, потому что при проверке на него будут наложены санкции и выписан штраф от 200 тыс. до 500 тыс. рублей за каждое нарушение. Более того, предусмотрена уголовная ответственность работодателя.

Но вы должны понимать, что в 60% привитых войдет не только постоянный персонал, но и сотрудники, работающие по гражданско-правовым договорам, и самозанятые, и совместители, то есть все, кто участвует в процессе работы заведения, в том числе и удаленно. То есть пока у нас есть люфт: если вдруг получилось, что привитых в ресторане меньше 60%, руководитель может не заставлять прививаться оставшихся, может просто расширить штат за счет привитых самозанятых или совместителей, доведя общее количество вакцинированных до нужных 60%.

Механизм проверки гостей

Как будут проверять гостей ресторанов? У них при входе в заведение будут просить предъявить паспорт. При предъявлении QR-кода на входе оригинал паспорта необязателен: может быть его бумажная копия или фото в смартфоне.

Обязанность проверки QR-кода гостей распространяется и на столовые самообслуживания, где нет официантов, а гости сами берут еду с витрин и пробивают оплату в кассах.

Без предъявления QR-кода допускается посещение только столовых, буфетов и кафе при предприятиях. Кроме того, QR-коды не нужно спрашивать предприятиям, работающим на доставку и навынос. Но под вакцинацию они попадают (там также должно быть не менее 60% привитых сотрудников).

Самое главное для управляющего — понимать, насколько сотрудники информированы на местах, насколько менеджеры, хостес и шеф-повара понимают, что происходит. Потому что именно они, работая, к примеру, без маски или без перчаток, становятся в первую очередь причиной штрафов и закрытия заведений.

Поэтому сейчас нужно очень тщательно работать с персоналом, разъясняя на планерке, как принять гостя, что у него проверить, как при этом держаться и как быть одетым (в маске и перчатках), даже если все вокруг вакцинированы.

Рекомендуем прописать скрипты: если раньше красивая вакцинированная хостес встречала гостей с улыбкой и словами «добрый день, проходите, пожалуйста, я покажу вам ваш столик», то теперь красивая вакцинированная хостес должна встречать гостей той же обворожительной улыбкой со словами «добрый день, покажите, пожалуйста, ваш QR-код». Может возникнуть психологический барьер. Этому нужно ее научить, проведя специальный тренинг.

Не нарвитесь на «тайных гостей»

Кто будет проверять вакцинацию, на данный момент непонятно: вполне возможно, что это будут, к примеру, даже сотрудники районной управы. Также в ресторан для проверки могут прийти представители госорганов. А могут прийти и так называемые гражданские активисты, которые у себя в тик-токе захотят в прямом эфире доказать рестораторам «свои права».

Многие из них будут ссылаться на ст. 426 Гражданского кодекса, где в том числе сказано, что ресторан обязан без дискриминации оказывать услугу, прописанную в публичном договоре, а именно — предоставлять еду. В декабре 2020 года Конституционный суд определил, что данная норма является общей, а сейчас действуют специальные нормы, в частности норма «О защите населения и территории от чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера», ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и указы президента РФ, которые говорят, что на данный момент власти субъектов имеют право создавать специальные нормативные акты, которые будут регулировать сферу общественных отношений, в том числе в сфере общественного питания.

Поэтому если к вам придет некий «активист» и скажет «вы обязаны», знайте: вы вовсе не обязаны его обслуживать, если он не выполняет ваши (и законодательные) требования.

Помимо прочего еще в первую волну были разъяснения Роспотребнадзора посетителям, жаловавшимся на отказ в обслуживании на основании того, что они были без масок и перчаток. Роспотребнадзор разъяснил, что такой отказ законен.

Сейчас вы спокойно можете не пустить посетителя без QR-кода в ресторан, поскольку это грозит вам колоссальными штрафами. Разумеется, вытолкать вы его не можете, особенно если он уже прошел мимо хостес и уселся за столик. В этом случае нужно вызвать полицию. Ведь таким образом, как «тайные гости», могут вести себя и представители проверяющих органов — просто чтобы посмотреть, будете вы их обслуживать или нет. Если вы их начнете обслуживать, рискуете не только получить штраф, но и санкции в виде приостановки деятельности предприятия на 90 дней. Кроме того, у государства есть гораздо более серьезные меры: не забывайте про Уголовный кодекс.

Альтернатива — локдаун

Мы прекрасно понимаем настроения в ресторанной среде, слышим, как многие говорят «для нас неисполним этот указ!» Наверное, не все будут вписываться в реестр и не все будут проверять QR-коды. Может получиться так, что недобросовестные рестораны будут подводить всю отрасль и увеличивать риск нового локдауна.

Да, мы признаем, что требования сложные, исполнять их трудно, но альтернатива — только закрытие всех. Что и получится, если проверяющие будут выявлять множество нарушений.

Логика законодателей такова: мы хотели вас закрыть, но даем вам возможность работать. Если вы не хотите так работать, то не будете работать вообще.

Очевидно, что QR-коды коснутся всех отраслей: и фитнес-индустрии, и салонов красоты, и авиаперевозок. Поэтому так важно сейчас соблюдать меры безопасности и получить в своем регионе лояльность власти.

По материалам вебинара Федерации рестораторов и отельеров России «Новые стратегии третьей волны: как правильно управлять рестораном в период пандемии»

Читайте также по теме
Актуально сегодня