Ольга Пасько: «В новой классификации гостиниц много сумятицы»
Новый проспект
Мнения

Ольга Пасько: «В новой классификации гостиниц много сумятицы»

Прочитано: 440
Ольга Пасько: «В новой классификации гостиниц много сумятицы»

В этом году вступило в силу новое Положение о классификации гостиниц. По этому документу отельный рынок будет жить ближайшие 5 лет. Эксперт по классификации гостиниц Ольга Пасько рассказала, как изменится работа гостиниц и на что им теперь стоит обращать особое внимание.

Положение о классификации гостиниц — противоречивый документ. В нем есть как положительные для участников рынка моменты, так и сложности (особенно их много появилось для гостиниц категорий 4-5 звезд).

Документ направлен на развитие внешнего и внутреннего туризма. Цель классификации — дать потребителю максимально достоверную информацию о категории гостиницы, которую он выбрал, и повысить качество услуг в индустрии гостеприимства. Ведь само понятие качества довольно абстрактное. Классификация должна его упорядочить.

С этого года процедура классификации является обязательной для всех гостиниц, где больше 15 номеров. А с 1 января 2022 года ее должны пройти и отели меньшего размера. Результатом станет включение гостиниц в Федеральный перечень объектов туристической индустрии.

Если отель продолжит оказывать услуги без свидетельства о присвоении ему определенной категории или будет в рекламе говорить, что у него больше звезд, чем есть на самом деле, его собственников оштрафуют. Для должностных лиц штраф составит 30–50 тыс. рублей, для юридических — до 4% от совокупного размера суммы выручки за календарный год. Роспотребнадзор получил все полномочия по реагированию на жалобы и проверке гостиниц на соответствие заявленной категории.

Видовая путаница

В новом документе в разделе «виды отелей» впервые появились загородные гостиницы. Это большой плюс, поскольку ранее такого термина в работе вообще не было. Загородный отель, так же как туристическая база и база отдыха, отнесены к рекреационным объектам в сельской или горной местности, в лесу, на берегу водоема. При этом они не относятся к лечебно-оздоровительным объектам или курортам.

Классификацию теперь обязаны пройти и санатории, но только в том случае, если они оказывают услуги по размещению и имеют соответствующий ОКВЭД 55.10 («Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания»). Если у санатория есть только медицинская лицензия, проходить классификацию он не обязан.

Из требований классификации изъяли такие объекты, как акватель, деревня отдыха, фермерский гостевой дом (комнаты), горный приют, дом охотника, дом рыбака, шале и бунгало. Таких видов гостиниц теперь нет. Чтобы оформить для них свидетельство, придется выбрать вид гостиницы из оставшегося перечня.

Наконец, если раньше было определение просто отеля или гостиницы, то сегодня он должен быть или «городским» или «загородным». Если нужно классифицировать отель в селе, поселке городского типа или в деревне, но под описание «загородного» или «курортного» он не подходит, придется писать в документах, что он «городской», хотя по факту в городе он не расположен. В этом отношении в законодательстве появилась некоторая сумятица.

Не подлежат классификации медицинские и физкультурно-спортивные организации, пионерские лагеря и общежития. Они по закону не предоставляют гостиничные услуги. Кемпинги и глэмпинги (как в виде палаток, так и в виде стоянки для машин) классифицировать тоже не нужно.

Сокращен перечень документов

Но есть и хорошая новость: перечень необходимых для классификации отелей документов сократился. Не нужно предоставлять документы о пожарной сигнализации и программу производственного контроля. Достаточно информации о юрлице (ИП), ОКВЭДа, уведомления о начале предпринимательской деятельности, документов на право пользования помещением, справки о номерном фонде, об услугах и персонале.

Документы, подтверждающие санитарную, пожарную, экологическую и антитеррористическую безопасность тоже для сертификации не требуются, но это не значит, что их не должно быть!

Форма свидетельства также изменилась. Теперь в нем оговаривается возможность переоформления документа, подтверждающего звездность при продаже или смене названия гостиницы. Это важно, потому что в гостиничном бизнесе мы часто наблюдаем чехарду с юрлицами: их то дробят, то объединяют.

Четырем-пяти звездам сложнее

Согласно новому положению, классификация одного отеля по частям (номерам, этажам, зданиям) возможна, но только если деятельность там осуществляют разные юрлица (ИП). Например, отель имеет два корпуса, один из которых относится к категории 2 звезды, второй — 4 звезды. Или два этажа — хостел, а остальные без звезд. Раньше можно было зарегистрировать разные корпуса на одно юрлицо, теперь — нет.

Изменен порядок балльной оценки гостиниц. Отдельные параметры выведены из числа обязательных, которые оценивают баллами. Чтобы получить желаемые звезды, отели должны набрать не меньше минимального количества баллов.

Отелям категорий 4 звезды и 5 звезд набирать баллы стало сложнее. Например, бассейн больше не обязателен для гостиниц категории 5 звезд, но в баллах он оценивается весомо. Среди требований, например, указано обязательное наличие бутилированной воды. Но, думаю, многие отели ее ставили и без этого.

Требование к количеству номеров высшей категории выросло. Теперь в четырех- и пятизвездочных отелях их должно быть не менее 5% от общего номерного фонда.

Но категории номеров в новом документе четко не определены. Они вообще никак не определены, для их определения мы пользуемся старым положением. А для отелей понятие категории номера является в принципе несколько размытым: многие используют для них свои собственные маркетинговые названия. Например, номера «де-люкс» вообще ни в каком положении нет, это может быть просто номер «стандарт» с дополнительными опциями, а отели широко используют это обозначение.

Но зато минимальную площадь номера теперь можно варьировать: в новом положении появился люфт, позволяющий в ряде случаев уменьшить ее на 5-10%. Это большой плюс.

Медкабинет теперь не нужен

Среди позитивных изменений можно отметить такие:

  • автомат для чистки обуви теперь не обязателен для загородных отелей;

  • воздушно-тепловая завеса в гостиницах категорий 4-5 звезд не требуется в отдельных регионах;

  • электророзетка в туалетах общего пользования больше не является обязательной;

  • требование по количеству туалетов общего пользования для гостиниц категории 2 звезды и хостелов слегка увеличилось;

  • медицинский кабинет в гостиницах категории 5 звезд больше не требуется.

  • Кроме того, апарт-отели теперь могут быть не только категорий 4-5 звезд, но и 3 звезды, мотели не могут иметь категорию 5 звезд, а хостелы могут быть не выше категории 1 звезда.

  • Завтрак обязателен

К организации питания в «звездных» отелях предъявляются такие требования:

  • гостиницы категорий 4-5 звезд должны предоставлять шведский стол. В гостиницах с количеством номеров меньше 15 допускается форма обслуживания а-ля карт (по меню);

  • гостиницы категории 3 звезды должны предоставлять расширенный завтрак — континентальный, дополненный большим ассортиментом хлебобулочных изделий, джемов или варенья, холодных напитков, сыра и холодных мясных закусок;

  • гостиницы категорий 1–2 звезды должны предоставлять континентальный завтрак (хлеб, масло, джем или варенье, горячий напиток).

  • Время предоставления завтрака определено с 07:00 до 10:00. Его продолжительность должна быть не менее 2 часов.

  • Требование не является обязательным для апарт-отелей и мотелей.

По материалам вебинара «Классификация гостиниц: новые требования, или Как соответствовать заявленным звездам?»

Справка «Нового проспекта»:

Ольга Пасько является доктором технических наук, профессором, директором независимого центра сертификации и экспертизы «ХорекаЭкспертГрупп», экспертом по классификации гостиниц, экспертом-аудитором систем менеджмента безопасности пищевой продукции.гости
гостиничный бизнес туризм
Читайте также по теме
Международные сервисы бронирования отелей Booking и Airnbnb не работают в России уже около полугода. Их заменяют собственные сайты отелей и российские аналоги. «Новый проспект» выяснил, как влияют на работу гостиниц изменившиеся условия бронирования.
В следующем году Ростуризм введет стандарт «всё включено» в отелях России. Как к этой реформе готовятся отельеры, почему важно избегать путаницы в тарифах и изменится ли в итоге стоимость гостиничных услуг, разбирался «Новый проспект».
Генеральный менеджер трех крупных отелей Петербурга Екатерина Кувайцева рассказала «Новому проспекту», как слова отца оказались пророческими, почему ей в 20 лет пришлось учить коллег гостиничному делу и может ли управляющий без персонала две недели обслуживать элитный отель на 20 номеров.

Доходы бюджета Петербурга увеличились на 58% в 2022 году
12.08.2022
ЦБ отозвал лицензию у Кросна-банка, который занимал 290-е место в России по размеру активов
12.08.2022
Запорожскую АЭС законсервируют из-за обстрелов
12.08.2022
Немецкий производитель кофе Tchibo передал российский бизнес местному топ-менеджменту
12.08.2022
Продажа осенних туров по России с кэшбэком стартует 25 августа
12.08.2022
Украина возобновила транзит российской нефти
12.08.2022
В России стартует прием заявок на "Зеленую премию"
12.08.2022
Кинотеатр в ТРК "Пик" переоборудуют в фуд-холл
11.08.2022
Алексей Навальный создал в колонии профсоюз из одного человека
11.08.2022
Бывший депутат Роман Коваль приговорен к 9 годам строгого режима и штрафу в 35 млн рублей
11.08.2022
Экс-редактор "Первого канала" Марина Овсянникова посажена под домашний арест
11.08.2022
В июле россияне занимались скупкой валюты с удвоенной силой
11.08.2022
Индекс экономической уверенности россиян снизился до нулевого значения
11.08.2022
Белоруссия создаст порт на северо-западе России
11.08.2022
Эстония закрывает границу для россиян с шенгенскими визами, выданными Эстонией
11.08.2022
Производство на российских заводах Coca-Cola сократилось почти вдвое
11.08.2022
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки