Ольга Кожевникова: "Говорить о закате торговых центров преждевременно"
После начала спецоперации на Украине и введения санкций российские торговые центры столкнулись с падением трафика, которое в зависимости от региона составляет от 12% до 20%. Негативная динамика связана с уходом из страны иностранных ретейлеров и снижением доходов населения. Но девелоперы не потеряли интерес к этому рынку. В перспективе 2-3 лет ситуация в сегменте улучшится, считает руководитель консалтинговой группы Arenda-trk Ольга Кожевникова.
За последние полгода в России отмечается существенное снижение трафика в торговых центрах. Это происходит в связи с нестабильностью финансовых возможностей покупателей и уходом международных брендов, которые несли на себе основную нагрузку целевых посещений. Дополнительным фактором падения посещаемости ТЦ послужил запрет на демонстрацию голливудских фильмов в кинотеатрах. Сейчас ситуация далека от стабильной, учитывая, что в середине 2022 года количество кинотеатров в России сократилось на 6,4%.
На начало сентября снижение трафика произошло практически во всех регионах страны. В среднем оно составляет от 12% до 20% относительно допандемийного уровня. Однако за последний месяц произошел незначительный рост посещаемости торговых центров в пределах 3-6%, хотя для восстановления уровня арендных ставок этого всё равно недостаточно.
Наиболее громкой новостью на рынке Петербурга стал недавний перенос холдингом «Адамант» сроков ввода четвертой очереди многофункционального комплекса «Заневский каскад» в районе метро «Ладожская». В состав этого объекта входят офисы, мебельный центр, торговая галерея и рестораны. По заявлению девелопера, возможно, будет принято решение о перепрофилировании построенной очереди под гостиницу или апарт-отель, поскольку полноценно заполнить новую торговую галерею проекта невозможно.
Но, несмотря на политические потрясения, строительство торговых центров активно продолжается. В большей степени это затрагивает новые жилые районы Петербурга, где развивается внутренняя коммерческая инфраструктура.
К примеру, в марте 2022 года открылся торговый центр «Прометей» на проспекте Просвещения и готовится к вводу новый комплекс в составе ЖК «Лондон парк» от застройщика «Л1» на 60 тыс. м2. Кроме того, у станции метро «Пионерская» идет активное строительство крупного современного торгово-развлекательного центра «Голливуд», который обоснованно может стать флагманом северной части города. В дополнение к этому анонсированы два крупных проекта в Мурино: «Экопарк» и ТРЦ «Небо».
Среди заявленных объектов можно также выделить торгово-бытовой центр в Новогорелово от компании «Ленрусстрой» и «Ю-Молл» в Приморском районе от компании «Главстрой Санкт-Петербург». Сейчас также дорабатывается проект в Купчино от «Адаманта», площадь которого может превысить 280 тыс. м2. Интерес представляет и торговый центр «Звезда» в Новосаратовке с участием «короля российской эстрады» Филиппа Киркорова.
Таким образом, рынок торговых центров довольно динамичен, и говорить о закате отрасли абсолютно преждевременно. Незначительная ротация форматов коммерческой недвижимости действительно происходит, прежде всего под влиянием новой конъюнктуры и необходимости искать наилучший сценарий финансовой доходности морально устаревших объектов. Но это точно не свидетельствует о потере интереса к отрасли торговой недвижимости со стороны девелоперов.
Более того, сценарий замены иностранных брендов на российские аналоги, выхода дизайнерских магазинов в сегмент масс-маркета и замены основного пула арендаторов более чем на 30% может существенно стимулировать спрос и трафик торговых центров в период знакомства покупателя с новым предложением на перспективу 2-3 лет. Нельзя сбрасывать со счетов и интерес турецкого и китайского fashion-ретейла к российскому рынку. Это также может дать толчок к активному развитию отрасли.