Олег Мироненко: «Драйвером рынка органических продуктов будет молоко»
Поделитесь публикацией!

Олег Мироненко: «Драйвером рынка органических продуктов будет молоко»

Олег Мироненко: «Драйвером рынка органических продуктов будет молоко»

Органическая продукция изготавливается без применения пестицидов, искусственных добавок и ГМО. Это направление растет во всем мире, его объем уже составляет $90 млрд, или 10% от всего мирового рынка продовольствия. А к 2022 году, по прогнозам экспертов, достигнет $200 млрд.

Лидерами здесь являются США, на которые приходится 43% рынка. Дальше с большим отставанием идут европейские страны и Китай. Количество людей, постоянно употребляющих органические продукты, по всему миру составляет примерно 700 млн человек. Что касается России, то нашей стране в этой сфере пока похвастаться нечем.

Весь объём внутреннего рынка не превышает 160 млн евро, причём 80% органической продукции в наших магазинах — это импорт. Каждый россиянин тратит на покупку таких продуктов всего один евро в год, в то время как житель Швейцарии в двести семьдесят раз больше.

Однако через пять-семь лет рынок органических продуктов в России достигнет $4 млрд.

И мы сможем тогда не только себя обеспечивать полезной едой, но и экспортировать её. Первый шаг в этом направлении уже сделан. Закон, регламентирующий производство и продажу такой продукции, принят и вступит в силу через год.

До его вступления в силу, а это случится уже 1 января 2020 года, нужно принять ряд подзаконных актов. В сентябре 2018 года вице-премьер Алексей Гордеев утвердил план создания реестра производителей, подготовки графического знака и внесения изменений в документы Минсельхоза, который теперь будет отвечать за органику.

Запустились процессы и в регионах. Например, Воронежская область подготовила дорожную карту по реализации мероприятий на своей территории и ещё до вступления закона в силу определила ряд направлений по финансовой поддержке сектора, что позволит в 2019 году местным сельхозпроизводителям получить дотации от государства, например, на сертификацию такой продукции.

Интересные процессы начались среди производителей биопрепаратов и биоудобрений. Их продукция уже есть в российском реестре препаратов, разрешённых для применения в сельском хозяйстве, но не сертифицирована для применения при производстве органических продуктов. Целый ряд производителей сейчас озадачились получением таких сертификатов. Это меняет ситуацию на рынке.

Появляются российские биопрепараты, которые разрешены официально для использования в органическом производстве.

Ряд образовательных и консалтинговых структур тоже обратили внимание на законодательные изменения. Например, на базе Ярославской сельхозакадемии планируется создание  опытно-демонстрационного центра по органическому сельскому хозяйству.

Государство определило правила игры. Поэтому ряд компаний задумался о развитии органического направления в рамках уже существующих мощностей. Планируется появление и новых производств. Мы ожидаем, что на конверсии в 2019 году будет около 200 предприятий. Причем, скорее всего, они будут появляться на территориях, где власти так или иначе обозначили свой интерес к развитию органического производства. Среди этих регионов — Воронежская область, Башкортостан, Татарстан, Ярославская область.

Немаловажно, что целый ряд крупных зарубежных компаний приняли решение развивать органическое производство на территории России, поскольку у них уже есть опыт такой работы за рубежом. Это, например, компании «Хипп», «Нестле», «Данон».

Существенно и то, что изменилась позиция торговых сетей в отношении органической продукции.

Если раньше органические производители пытались туда заходить, и с этим были большие проблемы, то в этом году такие ретейлеры, как «Азбука вкуса» и «Гиперглобус», впервые сказали, что им не хватает органической продукции на своих полках. И они готовы быть более активными с точки зрения продвижения органики.

Ещё до принятия закона одним из основных драйверов в органике были молочные продукты. Это связано и с приоритетами покупателей, и с тем, что производят молочку обычно более крупные производители, которые имеют средства для развития собственных мощностей. Ярким примером является ярославская компания «АгриВолга», которая развивает и молочное направление, и сопутствующее — производство сыров. Задумывается о расширении производства компания «ЭкоНива», которая сейчас объявила о создании двух молочных органических ферм по 1000 голов на территории Воронежской области.

Второе место пока держит мясная органическая продукция, потому что этим  направлением тоже занимаются крупные компании. Кроме того, мы прогнозируем повышение спроса на органические овощи и фрукты. И, возможно, это направление скоро станет вторым по популярности в органике.

Что ещё нужно сделать, чтобы органические продукты заняли достойное место на прилавках наших магазинов?

Создать систему, которая бы позволила не только производить, но и контролировать качество продукции.

Мы активно работаем над созданием подзаконных актов. Что касается доверия потребителя, то это, как я считаю, отдельная программа, это работа не только производителей, но и сетей, представителей власти. Если нам удастся, как на Западе, запустить всю цепочку и инфраструктуру, то мы увидим наполнение полок органическими продуктами, высокий уровень доверия потребителей, рост спроса и снижение цены.

Ранее на эту тему:

Владислав Чебурашкин: «Продавать сложно, даже если у вас хороший продукт»

Возврат к списку