Олег Ашихмин: «Независимым АЗС угрожают высокие оптовые цены на топливо»

20 Сентября 2021

Фото: Дмитрий Лебедев / Коммерсантъ

В начале сентября Независимый топливный союз попросил ФАС принять меры для стабилизации топливного рынка. Высокие оптовые цены на бензин и сдерживание его розничной стоимости угрожают независимым АЗС. Чтобы этого избежать, нормативы реализации топлива через биржу хотят повысить, а розничные цены привести в соответствие с оптовыми. Могут ли озвученные меры поддержать бизнес, рассказал президент Нефтяного клуба Петербурга Олег Ашихмин.

Беспокойство отраслевых союзов по поводу ситуации на топливном рынке вполне обоснованно: сейчас сложился диспаритет розничных и оптовых цен. Розничные операторы работают практически в ноль, потому что цены не повышаются, а в оптовом сегменте идет их серьёзный рост.

Эту тенденцию мы наблюдаем с начала текущего года. Отраслевые союзы уже предпринимали несколько попыток добиться снижения оптовых цен. Но с начала года динамика в оптовом сегменте составила 30-40%. В то же время в рознице расценки на топливо повышаются только на процент официальной инфляции. Это слишком мало, чтобы устранить диспаритет.

В такой ситуации меньше страдают крупные нефтяные компании, имеющие собственную розничную сеть (так называемые вертикально интегрированные компании). Они могут позволить себе нести убытки, поскольку у них диверсифицированный бизнес.

А в рознице всё иначе: купил и продал топливо с нулевой маржой. Комментируя нынешнее положение в отрасли, один коллега мне совершенно справедливо сказал: «С каждого проданного литра бензина мы фактически доплачиваем покупателю».

Что может отрегулировать ситуацию? В первую очередь нужно понизить оптовые цены на биржевой площадке через насыщение биржи продуктом, увеличить объемы продаж. Однако проблема в том, что с прошлого года многие нефтеперерабатывающие заводы приостановили деятельность из-за плановых ремонтов (они никак не связаны с кризисом и эпидемией коронавируса). По объективным причинам объёмы топлива снизились, и до сих пор нехватка топлива на бирже сохраняется.

Стоит отметить, что всё-таки в сентябре этого года оптовые цены на топливо под давлением профильных ведомств были несколько снижены. Однако снижение было небольшое и, скорее всего, будет носить разовый характер, поэтому принципиально ситуацию на рынке не изменит. Поднимать же розничные цены никто не позволит и не будет. Поэтому вариант решения проблемы один, уже озвученный — увеличить объемы продаж топлива через биржу и снизить оптовые цены.

Могут ли быть услышаны предложения отраслевого союза? Думаю, нет, ведь в рознице цены не будут повышаться больше, чем показатель инфляции.

Что касается последствий нынешней ситуации для розничного и оптового сегментов, то они очевидны. Если ситуация не изменится, если оптовые цены не снизятся, с рынка будут уходить независимые сети. Их доля уже и сейчас невелика. Еще 5 лет назад доля независимых сетей в Петербурге составляла 60%, сейчас же она снизилась до 20%.

Это сокращение связано в том числе с двумя знаковыми сделками, которые произошли в 2018 году. Тогда владельцы Петербургской топливной компании Ольга и Андрей Голубевы продали свои розничные активы структурам «Роснефти». А финская компания Neste продала свой розничный топливный бизнес компании «Татнефть». Сейчас среди независимых игроков в Петербурге работают такие сети, как «Фаэтон» и «Линос», а также небольшие операторы, управляющие одной-двумя АЗС.

Действующие независимые операторы держатся за свою долю рынка и не планируют сдавать позиции, но можно ожидать, что постепенно они войдут в состав крупных холдингов, таких как «Роснефть», «Лукойл» и «Газпром».

СПРАВКА НОВОГО ПРОСПЕКТА
?

По данным Нефтяного клуба, сейчас около 16% топливного рынка занимает «Роснефть», далее идут «Киришиавтосервис» (14%), «Лукойл» (12%), «Татнефть» (12%), «Газпромнефть» (10%), Shell (7%).

Актуально сегодня