Окультуриваться надо. Деятелям культуры прописали правила игры
Новый проспект
Мнения

Окультуриваться надо. Деятелям культуры прописали правила игры

Прочитано: 516
Окультуриваться надо. Деятелям культуры прописали правила игры


У великой русской культуры есть почти всё: писатели, художники, музыканты, композиторы и актёры, есть Эрмитаж и Большой театр, и даже исполнители перфомансов; не хватает пока только самого главного — закона о культуре. Без закона ведь, если вдуматься, весь этот разрозненный набор ценностей вообще недостоин называться культурой.
Но он скоро появится и завершит наконец картину.

На прошлой неделе концепция нового закона была представлена в Госдуме на слушаниях, и к концу года парламентарии надеются закон написать и принять. Концепция подготовлена в Администрации Президента, и то, что об этом говорят открыто, весьма симптоматично: обычно этот орган власти предпочитает держаться за кулисами, являя свою волю через депутатов, но здесь тема очень уж ответственна. Кремль решает открыто обозначить свою роль в управлении культурой, с нами напрямую разговаривает государство.

Цель, которую озвучивает государство, достойна той роли, в которой это государство в последнее время себя видит: закон «О культуре» должен будет «способствовать созданию в обществе насыщенной культурной, интеллектуальной, духовной среды, которая позволит воспитать поколения, способные обеспечить будущее величие и силу России». 

Если у каких-то мятущихся творцов и были сомнения по поводу того, зачем нужна культура, то вот, наконец, и ответ — обеспечивать величие и силу.


Тем интереснее послушать, как именно государство собирается это делать. Ведь величие величием, но и советский опыт воспроизводить, кажется, никто пока не собирался. Концепция пытается скрестить старое и новое, и легкомысленно  появившиеся ещё в начале 1990-х конституционные догмы («каждому гарантируется свобода... творчества, преподавания»), и современные идеологические установки (культура, согласно концепции, есть «общественное явление, позволяющее передавать новым поколениям присущие российской цивилизации систему ценностей, понятия о морали и нравственности»).

Официально, как говорится в преамбуле, и будущий закон, и концепция подготовлены вслед пожеланиям президента, в марте 2018 года сообщившего, что условия для самореализации и творчества людей в наше время важней даже природных ресурсов; но ведь и президент отчего-то вдруг вспомнил, что пора бы взяться за культуру.

В последние годы на этом фронте и впрямь неспокойно. Всё яростнее сталкиваются два течения: идеально отражаемый министром Владимиром Мединским (но начавшийся, конечно, ещё до него) патриотически-охранительский нарратив и резкое противодействие со стороны вольнодумной общественности. Каждая конфликтная точка — запрет оперы «Тангейзер» в Новосибирске, проверки театра «Сатирикон» после критического выступления Константина Райкина, дело Кирилла Серебренникова — этот конфликт только развивает и обостряет, провоцируя критику власти. Министр культуры чем дальше, тем больше выглядит в скандалах откровенным держимордой и реакционером, но другого министра у Кремля для нас нет. Деятели культуры единства упорно не демонстрируют, и на каждое открытое письмо в поддержку присоединения Крыма находится письмо с осуждением; и даже если поддерживающих количественно больше, всё равно обязательно какой-нибудь Михаил Пиотровский его вдруг возьмёт и не подпишет, и ничего с ним не сделаешь.

Президент оказался в некомфортной обстановке: прослыть мракобесом он всё же стесняется, держимордой выглядеть не хочет, но и терпеть разноголосицу тоже сил никаких нет.

Получается в итоге противоречиво: в одном пункте концепции авторы, например, пугают опасностью распространения «негативных оценок значительных периодов отечественной истории», а в другом обещают, что размещение госзаказа «не может содержать ограничения, связанные с политическими взглядами авторов, с интерпретацией ими исторических либо современных событий». Может показаться, что государство готово будет платить творцам, подтачивающим государственный фундамент. Впрочем, пока это ещё концепция; туманные места, надо полагать, прояснят в процессе.

Но общие очертания понятны и обжалованию не подлежат: концепция не скрывает своего прикладного политического базиса. Духовные ценности в наше время, отмечают авторы, производятся и распространяются плохо, что приводит ко всему плохому: исламисты радикализируются, дети вовлекаются в «группы смерти», а молодежь провоцируют на участие в незаконных протестных акциях. Ладно бы ещё незрелая молодежь, но и в профессиональных культурных сообществах «нарастающее противодействие выталкивает творческие элиты в зону протестной активности». Вот буквально на днях эмигрировал в США кинорежиссер Юрий Мамин, напоследок рассказав о своей «страстной ненависти к путинскому режиму», который довёл страну «до такого состояния, что здесь стало нечем дышать, и каждый день, проведённый в сегодняшней России, — оскорбление для мыслящего человека».

Мастера культуры запутались: в защиту рэпера Хаски, которому пытались запретить концерты из-за сомнительных с точки зрения религии высказываний, выступили в том числе Лев Лещенко и Захар Прилепин, вполне себе лоялисты. Запуталось и государство: депутаты Госдумы пригласили именитых рэперов на круглый стол и заговорили о необходимости поддерживать молодых талантливых рэперов.

В чём же корень проблемы? В том, оказывается, что культуру всё это время старались сделать «сферой услуг», навязывали ей рыночные отношения с принципом «потребитель всегда прав». До духовных ли ценностей здесь! Художник ведь не должен думать о том, как заработать деньги; он от этого только озлобится на власть или просто по житейской своей несприспособленности где-нибудь не так накладную оформит, попадёт под прокурорскую проверку и опять-таки озлобится. «Повсеместно бытует представление о праве чиновника диктовать условия и содержание творческого, культурного процесса тем, кто получает бюджетные субсидии или гранты», — с некоторой горечью подводит концепция итог многолетней политике руководства страны.

Теперь-то всё будет по-другому. Идея теперь в том, что государственный аппарат, раз уж он так всех раздражает, влиять на творцов и требовать с них собирается меньше, перекладывая полномочия на профессиональные союзы. Это называется «полицентричной системой управления», в которой творческие союзы будут не только «распределять поддержку в финансовом выражении», но и нести прямую ответственность за эффективность своих решений.

Государство же, со своей стороны, создаст новые механизмы финансирования, выведет творческую деятельность из-под действия законодательства о госзакупках и определит перечень направлений, господдержка которых обязательна.

Среди них предполагается, кстати, выделить в отдельный жанр «т.н. современное или актуальное искусство» (видимо, «гарантии поддержки» светят и рэпу; словосочетание «субсидия на развитие рэпа» звучит дико, но ведь додумаются и до этого).

С одной стороны, обещается самоуправление: чиновникам запрещено будет вмешиваться в творчество, а учреждения культуры будут сами распоряжаться внебюджетными доходами, даже назначить или уволить кого-то без согласия профессионального сообщества будет нельзя; это «в значительной степени снимет тему возрождения цензуры», самокритично отмечает концепция, и позволит «более эффективно находить решение дилеммы между свободой творчества и ответственностью художника». Тема цензуры сейчас то есть всё-таки есть. И дилемма есть. А говорили, что нет.

С другой стороны, такая система напоминает старые добрые времена всесильных и абсолютных творческих профессиональных союзов; вполне может оказаться так, что никакое финансирование вне этих союзов будет невозможно, а для его бесперебойного получения нужно будет соответствовать заданным критериям. Обещают — пока непонятно, что имеется в виду — какой-то «учёт в законодательстве статуса творческих работников».

Такой подход, надо признать, более тонкий. Судя по всему, государство надеется, что союзы сами будут разбираться с крамолой в своих рядах и понимать, что у них в хозяйстве работает на величие страны, а что нет; чиновники же выйдут из-под огня критики как справа, так и слева. Но всё-таки в предложениях Кремля есть признаки либерализации. Тут не только самоуправление культуры: предлагается, к примеру, вывести из-под действия статьи о защите чувств верующих содержание книг, кинокартин, театральных постановок, музейных экспозиций; а это, можно сказать, прорыв и разворот в отечественном мейнстриме.

Потому что защита чувств верующих — один из фундаментальных камней той идеологической конструкции, которую власть с такой любовью выстраивала долгие годы, с 2003 года, когда в московском Сахаровском центре разгромили выставку «Осторожно, религия!». «Запретное искусство» (ещё одна выставка в том же центре, приведшая к уголовному делу за разжигание религиозной розни), Pussy Riot, опера «Тангейзер», фильм «Матильда» — всё это складывалось в логическую цепочку и становилось кормом для буквально мыслящих ультрареакционеров, которые в какой-то момент, очевидно, начали государство напрягать. Во всяком случае, ту же «Матильду» тот же Минкульт в прокат волевым решением выпустил, несмотря на истерику национал-патриотов.

Более того, концепция угрожает, что отныне противоправные действия в отношении музейных предметов и помещений (читай — погромы выставок) станут отягчающим обстоятельством. РПЦ уже заявила, что выступает против такого послабления и будет добиваться исключения этого положения из будущего закона. Администрация президента против РПЦ — такого мы, пожалуй, давно не видели; и похоже, что на этот раз светская власть откажет духовной.

По всей видимости, стремительное развитие охранительских тенденций напугало самих их создателей; противодействие оказывается слишком сильным, а пользы никакой.

Государство откатывается назад, идёт на компромисс. Это может быть связано и с опасениями «проблемы-2024»: к моменту передачи власти от Владимира Путина преемнику в стране должно быть как можно меньше, а не больше гражданских конфликтов, а если они и будут, то иметь в союзниках творческое сообщество всё же как-то красивее и полезнее для имиджа, чем казаков.

Государство рассчитывает на сознательность деятелей культуры: дескать, мы к вам прислушались, прислушайтесь и вы к нам. Как показывает советская практика, обеспечить сознательность не так и сложно: достаточно сосредоточить все блага в одном месте и поставить их получение в прямую зависимость от принадлежности к системе. В законе можно пообещать полную свободу — от неё постепенно откажутся сами профессиональные сообщества. Они быстро поймут, чего от них ждут, и сами отфильтруют все «неправильные» постановки и выставки. Твори, но не забывай, где ты живешь, кому должен и для чего всё это нужно, помни, что казаки в любой момент могут вернуться, если ты не оправдаешь высоких надежд. Несогласные смогут эмигрировать или работать кочегарами в котельных.

культура государство закон о культуре
Другие статьи автора Читайте также по теме
Жилет вокалиста группы Queen Фредди Меркьюри продали на аукционе Sotheby’s почти за 140 тысяч фунтов стерлингов — 17,1 млн рублей.
08.09.2023
В полуфинал конкурса «Проект особого значения», организованного АО «ЗАСЛОН» и издательской платформой для digital-авторов «Литрес Самиздат», вошли работы 63 чтецов и 109 писателей. Среди них есть рассказ, созданный генеративным искусственным интеллектом.
02.07.2023
Бывший руководитель сервисной службы Генерального консульства США Василий Гениев рассказал «Новому проспекту», где в советское время можно было получить 35 рублей за один вечер, каким столовым прибором нужно есть котлету и за что в ресторане было стыдно бандитам.

В 2023 году объем делового туристического рынка России достиг 810 млрд рублей
23.09.2023
Строительство моста через Черную речку завершат в 2024 году
23.09.2023
На железнодорожных вокзалах Петербурга заработал сервис по выдаче справок
23.09.2023
Германия предоставила убежище почти 100 отказникам из России
23.09.2023
Лизинговый актив уходящей из России Mitsubishi может получить бизнесмен Игорь Ким
23.09.2023
Рынок коворкингов Москвы и Петербурга возвращается к росту
23.09.2023
В Петербурге открылась фермерская ярмарка "Натуральное путешествие"
23.09.2023
На Пулковском шоссе построят малоэтажный жилой комплекс
23.09.2023
В Петербурге ищут режиссера БДТ Александра Никанорова. Он пропал два дня назад
23.09.2023
В магазинах Петербурга обнаружили мясную продукцию с африканской чумой свиней
23.09.2023
В Петербурге волонтеры проведут мониторинг 100 деревянных памятников зодчества
23.09.2023
Комздрав Петербурга нашел поставщика на импортные "скорые" за 643 млн рублей
23.09.2023
Олимпийский комитет России проконсультируется с юристами по решению WADA
23.09.2023
Умерла актриса Алагез Салахова
23.09.2023
В октябре Петербург и Абу-Даби соединит прямыми рейсами авиакомпания из ОАЭ
23.09.2023
Россия представит резолюцию по ИКТ в комитете Генассамблеи ООН
23.09.2023
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки