Мария Евневич, совладелица сети «Максидом»:
— Работа с маркетплейсами — дорога в один конец. Допустим, для небольшого производителя это шаг в большое светлое будущее и способ заявить о своей торговой марке. Но если вы сами являетесь ретейлером, то вас очень нетрудно будет заменить. Когда у вас не уникальный товар, вы делаете контент для маркетплейса, даете ему оборотные средства, платите за логистику и склады, вы нравитесь онлайн-площадке. Другое дело, если вы производите уникальный контент и хорошо знаете своего покупателя. Поэтому я сторонник рынков с конкуренцией, а не олигополией.
Если сейчас все радостно скажут: «Зачем заниматься своим бизнесом, разве я это умею? Пусть маркетплейс занимается логистикой и гонит трафик, а я просто поделюсь с ними оборотными средствами, и будет мне счастье». Оно будет, но ярким и очень недолгим. Гиганты интернет-торговли не могут обеспечить нормальный человекоподобный сервис для покупателя. Маркетплейсы издеваются над своими пунктами выдачи заказов, поставщиками и потребителями, хотя над ними чуть меньше, потому что те платят деньги. Если потребитель недоволен, то проблемы ожидают курьера. Ко мне один раз пришел курьер, поставил заказ на 12 тыс. рублей под дверью и куда-то делся, а я не поставила галочку в заказе «оставить под дверью». И курьер тогда сказал мне, что заплатить за это придется ему, то есть жаловаться в Wildberries бесполезно.
Плюс не стоит забывать, что никакого контроля качества товара на маркетплейсах нет. К примеру, продукция, которая едет параллельным импортом. В офлайн-магазин можно прийти и посмотреть на свой Dyson. Другое дело, когда речь идет об интернет-площадках. Наши поставщики регулярно говорят, что заказывают с маркетплейсов брендовую технику, а приезжает вообще не то. Но маркетплейс за это вообще не отвечает, ведь продавцом выступают не они. То же самое может произойти с производителем или собственником бренда. Ozon еще можно доказать, что вы владелец марки, и попросить убрать этих негодяев, но на других онлайн-площадках может продаваться ваш товар. Например, человек может украсть его в торговом зале и выставить на продажу по цене в 2 раза ниже, поломав весь рынок.
Онлайн-продажи «Максидома» составляют около 3 млрд рублей, это меньше 10% в структуре выручки. Все-таки очень большую роль в случае с DIY-товарами играют цветопередача и тактильность. При этом перспективы для развития этого канала продаж существуют. Просто в связи с пандемией и специальной военной операцией образовался большой кадровый голод на айтишников, поэтому мы успеваем осуществить не всё, что планировали. Если вдруг не появится виртуальная реальность, в которой можно полежать на кровати и потыкаться носом в яркую подушку, то реально достичь доли онлайн-продаж в 20–25%, однако дальше в таком секторе, как DIY, уйти не получится.