Новейшая история крафта. Что ждет российских пивоваров за рубежом
Поделитесь публикацией!

Новейшая история крафта. Что ждет российских пивоваров за рубежом

Новейшая история крафта. Что ждет российских пивоваров за рубежом
Популярность крафтовых сортов в России резко стала набирать обороты в 2014–2015 годах, «необычное пиво» вышло на массовый рынок. За 6 лет российские «малые» пивовары научились вести дела и стали известны за рубежом. По мнению одного из основателей этого бизнес-направления, коммерческого директора дистрибьюторской компании World Beer Traditions Алексея Мовчанюка, через пару лет крафт займет заметную долю рынка экспортного пива.
Новейшую историю российского крафтового пива можно отсчитывать с 2014–2015 годов, именно в это время люди стали искать необычные сорта, крафт стал массовым. Сначала это были хмелевые сорта IPA и имперские сорта. До этого времени подобный продукт интересовал лишь узкую прослойку любителей, отдельные энтузиасты пытались привлечь более широкий круг потребителей к своей продукции, но особым успехом эти попытки не заканчивались. Об этом Алексей Мовчанюк рассказал в ходе семинара «Устойчивое развитие пивоваренной отрасли в России и Германии», который прошел в конце апреля в рамках недели Германии в Санкт-Петербурге.

В тех же 2014–2015 годах направление крафтового пива стало оформляться в бизнес. Появлялись дистрибьюторские компании, импортировавшие необычные сорта из Европы, преимущественно из Германии, Испании, Бельгии. Это было время массового рождения местных российских пивоварен, например, в 2015–2016 годах в одной Москве открывалось в неделю по шесть новых крафтовых баров. Но молодые пивоварни не были готовы к масштабной экспансии — они только учились варить пиво, ценовая политика не отличалась грамотностью, они не готовы были работать с дистрибьюторами. Первые крафтовые пивоварни — это контрактные пивоварни, у них не было своих мощностей, работали на арендованных у других заводов. 

Первый шаг к рынку пивовары сделали, когда самостоятельно научились варить «нормальное пиво». Ушли от экстрима и вкусовых крайностей. Вначале в результате экспериментов случались перегибы: если горькое пиво — так уж совсем горькое, кислое — так от души, что не проглотить. 

Тогда же российский крафт пошел в Европу. Пивоварни стали известны на европейских рынках, благодаря участию российских производителей в профильных фестивалях, где их продукция постоянно занимала высокие строки в общем зачете. Они быстро обзавелись своей базой фанатов, стали коллаборироваться с европейскими пивоварнями, и сегодня это уже сотрудничество не «ученик — учитель», а полноценный обмен опытом равных по уровню искусства мастеров крафта. 

Сегодня для успешного экспорта российского крафта есть все необходимые составляющие. Участие России в ВТО обеспечивает сниженные ввозные пошлины и минимум бюрократии, все процедуры налажены и проблем уже не возникает. Хорошим «плечом» являются программы поддержки экспорта, существующие в России.

Текущий курс рубля к евро делает закупки пива у российских пивоварен выгодными для зарубежных потребителей. И хотя большинство отечественных производителей крафта варят его на импортном сырье (хмель, солод закупаются за рубежом), что корректирует цену продукта, но не настолько, чтобы нивелировать плюсы курсовой разницы. Выгодна и логистика: у России и Европы большая общая граница. Для пива, особенно хмелевых сортов, это хорошо: его можно быстро и недорого доставить из России в ЕС: 2–3 дня, и партия уже на складах европейского дистрибьютора. К тому же мы видим некое снижение динамики экспорта, перевозчики начинают демпинговать, и возможностей для недорогой логистики становится еще больше.

В 2020 году в России произвели 795 млн дал пива, и доля крафта в этом объеме не превысила 2%. Это немного, но процент с каждым годом увеличивается. На рынок пришли инвесторы, там появились деньги. Сегодня крафтовые пивоварни уже имеют свои заводы, уходят от контрактного производства, они выпускают хорошие объемы, имеют обширную ассортиментную линейку и поставляют продукцию не только в HoReCa, но и в сетевые магазины продуктового ретейла. 

Доля экспорта крафтового пива пока не вышла на рыночные показатели: в прошлом году экспорт российского пива составил чуть более 1 млн гл, крафта — 1,2 тыс. гл, или 0,1% общего объема. Но этот рынок только развивается. Российские пивоварни стабильно получают по несколько предложений в неделю от зарубежных партнеров, все крупные производители отправляют пиво на экспорт в Европу, оно там хорошо продается. Зато есть другая проблема: внутренний рынок крафтового пива работает в режиме нехватки качественного продукта, спрос превышает предложение. Пивоварни отрывают продукцию от внутреннего рынка, чтобы рассказать о себе в Европе. Очевидно, что этот бизнес развивается, и через пару лет у нас будет очень большой рынок экспортного крафтового пива.


К списку новостей