Юрий Борисов, управляющий партнер "АйБи Групп":
— Направления у всех торговых центров разные, и если в одном случае ситуацию можно назвать турбулентностью, то в другом уже что-то ближе к штопору. Штопор там, где были IKEA, вся линейка Inditex (бренды Zara, Pull & Bear, Massimo Dutti, Bershka, Stradivarius, Oysho, Zara Home). Там вакантность площадей может быть уже 20% и выше. Плюс кинотеатры, которые влачат жалкое существование, а занимают они серьезные площади. Если они платят в лучшем случае ставку эксплуатации и не закрываются только потому, что бесплатно впускают в кинозал тех, кто купил попкорн, то что это как не вакансия? Но перепрофилировать такие помещения сложно из-за непростого демонтажа и установки технического оборудования, которое в связи с проблемами с логистикой идет очень долго и стоит вдвое дороже.
Мы управляем тремя торговыми центрами в Петербурге: "Румба", "Юго-Запад" и "Экополис Premium". Начну с менее проблемных проектов. "Экополис Premium" хорошо себя чувствует в связи с тем, что там работают очень крепкие предприятия — индивидуальные предприниматели, которые никак не связаны с санкциями и достаточно уверенно проходят кризис. За последние полгода ко мне за скидкой не обратился ни один оператор fashion-галереи. "Азбука Вкуса" пережила тяжелые моменты очень быстро: они оперативно вышли на Восток, и полупустые в марте-апреле полки снова были заполнены. Единственное, о чем они попросили, — это реструктуризация денежных потоков от аренды.
ТЦ "Юго-Запад" — это мебельный центр с набором так называемых небольших бухточек почти без перегородок, где все как-то выживают. Лавировали и в более трудные времена. Падения доходов также нет.
А с ТЦ "Румба"… Он был очень концептуально крепким проектом, выстраданным за многие годы: имел репутацию сильнейшего дисконт-центра не только в Петербурге, но и в России. Показатели посещаемости на "квадрат" арендопригодной площади были выше, чем у "Галереи". Но сейчас падение составило 40%. Первым, кто бесповоротно ушел, был Jack Wolfskin. Кроме него "Румбу" покинул якорный арендатор Nike. Как мне рассказывал их директор по развитию, приехав на переговоры по поводу отступных, долгих разговоров на эту тему не было: за 10 минут по видеосвязи им объяснили, почему они уходят навсегда. У Mango был тоже жесткий уход без каких-либо попыток задержаться на нашем рынке. По-прежнему закрыты Salomon, Reebok и Adidas. На удивление, все ведут себя очень порядочно и ежемесячно платят аренду. И сейчас основная проблема в том, чтобы сохранить концепцию. "Румба" не может раствориться, как районный ТЦ, из-за небольшого размера. Так что все наши усилия брошены не на то, чтобы побыстрее заполнить свободные площади, а на то, чтобы привести правильного арендатора.