Не хороните деньги под прессом
Коммерческий директор архитектурного бюро «Тикканен» Вячеслав Засухин о том, почему возник дефицит тротуарной плитки.
Этим летом в регионе возник дефицит вибропрессованной бетонной продукции. Срок исполнения заказа составлял до 3 месяцев. И дело не в росте спроса. Просто упали мощности местных заводов. Дело в том, что все они старые. Импортное оборудование изнашивается и «устает», теряя производительность на 5-6% в год. Чтобы этого не было, его нужно поддерживать: делать профилактические и капитальные ремонты, соблюдать щадящие режимы производства. Но об этом думают мало.
А дальше — замкнутый круг. Низкая рентабельность приводит к деградации и поломке оборудования, созданию дефицита продукции. А конкуренция не дает поднимать цены, чтобы заработать на тот же ремонт.
Что касается новых заводов, то за последние 6-7 лет в регионе не построили ни одного.
Новая линия появилась только у Муринского строительного комбината. Были планы выхода на рынок крупного федерального игрока «Выбор-С», но они не осуществились.
Смельчаки, конечно, время от времени появляются. Например, этим летом ко мне обратился крупный бизнесмен с просьбой проконсультировать его по поводу строительства нового завода по выпуску тротуарной плитки. У него есть бизнес в области дорожного строительства и благоустройства, поэтому тротуарной плитки он использует много. Идея была проста: вложить 200 млн рублей в завод и окупить его за 2-3 года, полностью обеспечив свой основной бизнес продукцией собственного производства.
Я ему привел пример одного завода ЖБИ в регионе, который давно должен был окупиться. Но… увы. И подсчитал, что его проект окупится в лучшем случае лет за 7. Он не поверил. Но в своих выкладках засомневался.
Я предложил ему сделать бесплатно небольшой бизнес-план, а он — отблагодарить меня шашлыком в своем ресторане. Итак, скоро бизнес-план был готов. В нем оказалось четыре десятка неучтенных инвестором пунктов, которые снижали рентабельность бизнеса. Например, сезонность.
Для максимальной маржи необходимо большое производство.
Но в феврале реализация тротуарной плитки на нуле. Приходится создавать товарный запас, искать под него оборотные средства, место на складе, а это расходы на обслуживание кредита и увеличение капитальных затрат. В результате оказалось, что к 200 млн рублей на «капиталку» надо добавить еще 70 млн рублей на «оборотку». А этого инвестор не предусмотрел.
Он согласился, что проект окупится за 7 лет. Но попросил «поиграть цифрами» — сделать проект идеальным. Я включился в бизнес-игру, от себя даже добавил хедхантинг «звезд продаж» у конкурентов и продажу сопутствующих товаров и услуг. В результате в бизнес-плане появились новые капзатраты, выросли расходы на зарплату, увеличился маркетинговый бюджет. Но зато и прогнозируемая выручка выросла на 40%, а срок окупаемости сократился до 5 лет. Подчеркну, это был идеальный вариант.
Все. Клиент отказался от идеи попробовать себя в этом бизнесе. На такую далекую перспективу он не рассчитывал.
Что же будет с региональным рынком вибропрессованных изделий в ближайшее время?
На мой взгляд, здесь может произойти всего два события.
Первое: новый менеджмент Муринского комбината, скорее всего, воспользуется ситуацией и начнет работать не только на себя, но и на открытый рынок. Расстановку сил в сегменте это изменит незначительно, поскольку мощность новой линии составляет позволит закрыть не более 7% потребности рынка. Но этот шаг может несколько оздоровить ситуацию на самом комбинате. Во всяком случае, дорогая новая линия перестанет простаивать.
Второе: кто-то из местных игроков, скорее всего, задумается над расширением за счет поглощения конкурентов. Но в появление новых игроков я не верю: не такая конъюнктура. Хотя история с бизнес-планом для моего друга говорит, что идея витает в воздухе.