Наталья Якименко: "Придется делать рутинные вещи и параллельно искать что-то необычное"
Новый проспект
Мнения

Наталья Якименко: "Придется делать рутинные вещи и параллельно искать что-то необычное"

Прочитано: 1862

Какие торговые центры пострадали в этом году меньше других, как будет развиваться коммерческая недвижимость и что происходит на рынке стрит-ретейла, «Новому проспекту» рассказала Наталья Якименко, генеральный директор Lynks Property Management.

Гадание на геополитической гуще

Всё, что торгово-развлекательные центры прогнозировали в конце прошлого года, не сбылось.

Для бизнеса изменения геополитической обстановки обернулись беспрецедентными санкциями со стороны США и Евросоюза. В общей сложности более 180 компаний ограничили свою деятельность в России.

Уход иностранных брендов очень сильно повлиял на коммерческий сектор недвижимости. С закрытием зарубежных сетей торговые центры потеряли арендаторов и доход, а кинотеатры остались без мирового проката.

Кроме того, в кризис покупатели более рационально подходят к шопингу и тратят меньше денег. Хотя бренды и запустили финальные распродажи и этой осенью некоторые ТЦ точечно ощущали рост числа посетителей, в целом на рынке отмечается спад посещаемости от 7% до 10% в зависимости от месяца и объекта.

Уход международных компаний негативно сказался не только на моллах, но и на бизнес-центрах и складских комплексах. Пожалуй, самый сильный удар пришелся на суперрегиональные торговые объекты, в которых, как правило, доля международных брендов может достигать 30%. Учитывая высокую кредитную нагрузку и падение трафика, для многих из них ситуация может стать фатальной. Уже сейчас начало строительства большинства новых объектов отложено на неопределенный срок.


Районные ТЦ выстояли

В меньшей степени пострадали небольшие районные ТЦ. Во многих из них закрытий не произошло вовсе, например в ТЦ «Фили Град» в Москве, где мы являемся управляющей компанией и брокером.

Также уверенно чувствуют себя те проекты, которые успели реализовать обновления до середины прошлого года. В качестве примера могу привести ТРЦ «Южный», расположенный в Казани, который стал первым торгово-развлекательным центром европейского уровня, открывшимся в городе. Он существенно преобразился. В 2020 году завершилась вторая крупная реконцепция объекта: был установлен дополнительный эскалатор, усилен состав арендаторов, открыта новая fashion-галерея, где появилось более 20 новых сетевых арендаторов, а также бутики российских дизайнеров, обновлен фуд-корт.

Сбалансированный состав арендаторов дал стабильность проекту: в торговом центре приостановили работу только два оператора (C-store и H&M). Процент вакантных помещений в молле — менее 1%.


Иметь туза за границей

Многие компании заявили о планах освоения зарубежных рынков. Интерес к другим государствам появился еще в пандемию, но усилился в связи с событиями прошлого года. Наша компания имеет многолетний опыт работы в СНГ и странах Центральной Азии: есть представительства в Казахстане и Узбекистане, которые были открыты задолго до последних событий. Подводя итоги, хочется отметить, что это были стратегически верные и своевременные решения. Мы активно продолжаем развивать каждое из представительств. В общей сложности наша команда оказывает услуги по брокериджу на 15 объектах коммерческой недвижимости в Республике Казахстан и Республике Узбекистан.

Также весной нами был отмечен неожиданный всплеск спроса на рынке стрит-ретейла. Новую локацию на пешеходных улицах стали рассматривать даже те бренды, которые исторически открывали магазины только в торговых центрах. Большое число заявок подтолкнуло нас к тому, чтобы выделить в профиле компании новое специализированное направление по брокериджу помещений стрит-ретейла.


На свой страх и риск

Делать прогнозы на 2023 год очень сложно: слишком много неизвестных в уравнении.

Например, до сих пор нет полной ясности в планах ретейлеров: кто-то объявил об уходе, но пока просто приостановил деятельность с сохранением всех активов, кто-то ведет изнурительные переговоры о продаже бизнеса в России, кто-то прекратил любые инвестиции в развитие и маркетинговую активность, но поддерживает текущую деятельность.

Насколько по итогам года снизятся ставки, спрос и какая будет вакансия, зависит не только от решения иностранных компаний покинуть российский рынок, но и от скорости, с которой им найдется альтернатива.

Безусловно, коммерческая недвижимость продолжит развиваться в сторону улучшения качества проектов.

Одно я знаю точно: необходимо продолжать двигаться дальше, делать рутинные вещи, параллельно искать новые необычные комбинации и решения. Изменения на рынке потребления, сложности в логистике, обострение конкурентной среды — все эти факторы станут основополагающим трендом в принципах управления объектами торговой недвижимости. Кризис — это риск, и преодолеть его смогут самые смелые. Возможности рождаются в результате кризисов, однако соединяющие их связи далеко не прямолинейны.


торговые центры коммерческая недвижимость торговля бренды
Читайте также по теме
За прошлый год оборот российской розницы вырос на 8%, достигнув 48,2 млрд рублей, и эта тенденция сохраняется. Как развивается российский ретейл, какие форматы выбирают торговые сети и как маркетплейсы меняют жизнь регионов, узнал «Новый проспект».
Продавец как эксперт, а магазин как компетентный помощник в домашнем хозяйстве: куда движется современный ретейл, какие стратегии выбирают сетевые магазины и при чем тут искусственный интеллект, разбирался «Новый проспект».
Управляющий партнер Strategy Partners Валерия Плотникова рассказала о ключевых тенденциях российской торговли, о международных трендах, о потенциале отечественного ретейла и как на потребительский спрос влияет увеличение количества людей-одиночек.

Минюст объявил иноагентом комика Данилу Поперечного и еще четырех человек
14.06.2024
Пошлина на экспорт пшеницы из России с 19 июня снизится на 3,2%
14.06.2024
Картаполов: характер боев не изменится в случае отказа Киева от условий России
14.06.2024
В Петербурге появится первый апарт-отель бренда Cosmos Stay Apartments
14.06.2024
В России предложили зачислять детей студенток в детсады без очереди
14.06.2024
«Яндекс» открыл в Петербурге школу вождения для электросамокатчиков
14.06.2024
Требования кредиторов к QIWI Банку выросли до 36 млрд рублей
14.06.2024
Профсоюзы теряют дворец на площади Труда в Петербурге
14.06.2024
В этом году Военно-морской салон в Петербурге посетят делегации 15 стран мира
14.06.2024
Осенью на российском рынке появится еще один китайский автомобильный бренд Soueast
14.06.2024
Компания The Coca-Cola Company решила вернуться в Россию
14.06.2024
Голкипер из калининградской футбольной команды «Балтика» перешел в «Зенит»
14.06.2024
РАД продал склад на юге Петербурга за 480 млн рублей
14.06.2024
Самыми дорогими брендами мира остаются Apple, Google и Microsoft
14.06.2024
Москва назвала условия мира на Украине. Но Киев их отверг
14.06.2024
Петербургский грузоперевозчик купил пермского IT-разработчика
14.06.2024
В границы морского порта Усть-Луга войдут дополнительные земельные участки
14.06.2024
Дача Кушелевых-Безбородко превратится в офисный центр
14.06.2024
Реставрация канатного цеха "Красного гвоздильщика", произведенная Setl Group в Петербурге, признана лучшим ESG-проектом России
14.06.2024
На «Госуслугах» может появиться раздел «Мои SIM-карты»
14.06.2024
Таиланд уведомил Россию о намерении вступить в БРИКС
14.06.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки