Наталья Проказова: "Европейские банки не дают западным компаниям сохранять связи с Россией"

Наталья Проказова, генеральный директор экспортного агентства Weconn, рассказала «Новому проспекту», какие проблемы возникли с перевозками грузов по морю, воздуху и суше и как европейские банки усложняют отношения европейского бизнеса с партнерами в России.

Многие сейчас говорят о сложностях на рынке международных перевозок. Не буду оригинальна и подпишусь под этим утверждением.

В сегменте морского транспорта, на мой взгляд, вообще случился апокалипсис: грузы стоят в контейнерах и не отправляются. Большая беда со скоропортящимися продуктами. Безусловно, производители ищут варианты их доставки, но география поставок не может измениться по щелчку пальцев. Варианты, думаю, будут найдены месяца за четыре.

В сегменте авиаперевозок также всё сложно. Авиарейсы отменили, грузы отправляются или перевозятся через транзитные аэропорты, что существенным образом отражается на цене доставки.

Единственный более-менее доступный сейчас вариант для перевозчиков — это автомобильные рейсы. Но и здесь появились сложности: многие водители опасаются ехать на машинах с русскими номерами в Евросоюз, поскольку уже были прецеденты, когда на территории Польши им резали шины, а их самих избивали.

Пока и внутри России на рынке перевозок сохраняются проблемы. Поэтому в разных регионах может возникнуть дефицит определенной продукции, например бумаги. И не потому, что ее нет в стране, а потому что цепочки поставок еще не отлажены для нормальной работы в новых условиях. Но через какое-то время всё заработает! Однозначно можно сказать, что ситуация точно стабилизируется, хотя понятно, что маршруты и стоимость товаров будут уже другими.

Если говорить о перспективах рынка, то я не думаю, что транспортные потоки в Европу и обратно полностью сойдут на нет. Но очевидно, что будет их перераспределение в сторону Латинской Америки, стран Африки, Азии и Ближнего Востока.

Что касается компаний нашего сегмента, которые помогают производителям и поставщикам организовывать экспорт продукции, а также самих экспортеров, то проблем у них тоже хватает, в первую очередь из-за того, что банки, с которыми мы работаем, попали под санкции. И нам, и экспортерам зарубежные компании не могут перечислить деньги. У компаний, которые работают с банками не из санкционного списка, тоже не всё гладко, потому что некоторые кредитные организации попросту отказываются переводить средства фирм в пользу их контрагентов в России. Фактически европейские банки не дают европейским компаниям сохранять финансовые связи с нашей страной. Многие иностранные партнеры просто разрывают контакты.


Актуально сегодня