Наталия Козырева: "Уход IKEA показал, что король-то голый"
Новый проспект
Мнения

Наталия Козырева: "Уход IKEA показал, что король-то голый"

Прочитано: 6949

Наталия Козырева, руководитель направления аренды коммерческой недвижимости ТК «Мебель-сити», рассказала «Новому проспекту», почему многие продавцы мебели закончили прошлый год в плюсе, чего стоит IKEA без подушек и фрикаделек и как меняется конкуренция в сегменте.

Удивительно, но факт: несмотря на всё происходившее у нас в стране, в городе, да и в мире, специализированные мебельные торговые центры чувствуют себя хорошо. Не хотелось бы сыпать соль на раны коллег по цеху торговой недвижимости, но в нашем сегменте провалов как с точки зрения посещаемости, так и с точки зрения ухода арендаторов не было.

Год, конечно, был сложный. Но для нас скорее он был непростым в эмоциональном плане из-за общей напряженности и неопределенности, охватившей все рынки, в том числе и мебельный. На самом деле, если смотреть цифры, экономически и финансово мы не то что не пострадали, а даже вышли в небольшой плюс.

Торговля мебелью имеет сезонный характер. Обычно весной и осенью мы видим активизацию спроса и покупок, соответственно, посещаемость мебельных ТЦ тоже растет. Лето и пара месяцев после Нового года — традиционное затишье. Это не означает, что люди не интересуются мебелью, просто всё происходит в спокойном режиме.

В ушедшем году волны спроса тоже были, но с другими пиками. Первый пришелся на март, когда продавцы мебели едва справлялись с наплывом покупателей, стремившихся вложить свободные деньги в товары длительного цикла использования или успеть купить планируемые товары до их подорожания. Ажиотажный спрос на мебель способствовал тому, что продажи выросли от 50% до 70%.

В апреле всё начало стабилизироваться, и продажи стали расти медленнее — на 30-40%. Лето прошло, я бы сказала, вяло, зато в конце сентября-октябре мы увидели новый пик. Объявленная в конце сентября частичная мобилизация увеличила уровень экономической тревожности в обществе: люди снова кинулись спасать оставшиеся сбережения, в том числе за счет приобретения мебели.

Сейчас такого ажиотажа нет. По моим наблюдениям, число посетителей в мебельных ТЦ обычное, а трафик даже ниже, чем в спокойные годы. Не буду говорить за всех, но на итоговых результатах «Мебель-сити» и, полагаю, значительной части арендаторов это не сказалось. Всю, что называется, кассу они сделали, а значит и мы тоже.

Тотальный уход иностранных компаний и товаров из России на продаже мебели не сказался, продукция зарубежных производителей по-прежнему доступна российским покупателям.

В наших торговых комплексах ротация арендаторов в этом году была минимальная, впрочем, как во все предыдущие годы. Если кто-то закрывался или, наоборот, открывался, то это были плановые решения, принятые не под влиянием событий после 24 февраля. В итоге мы завершили год с вакансией, близкой к нулевой, и с прежним составом арендаторов на 98%.

За прошлый год в сфере торговой недвижимости, в сегменте ТЦ, мы увидели усиление появившейся в ковидную пандемию тенденции к узкой специализации. Пока это не означает, что всё вокруг распределяется по товарным группам и торговые центры превращаются в центры продаж только одежды, только обуви или только спортивных товаров, но объекты, которые подошли к кризису-2022 с более-менее однородным составом арендаторов, сейчас чувствуют себя существенно лучше, чем те, где всего понемножку.

Хорошую услугу специализированным мебельным и интерьерным торговым центрам оказала ушедшая IKEA. Та часть покупателей, которые целенаправленно ездили за покупками мебели в магазины шведского ретейлера, теперь переориентировались на наши торговые центры. Одновременно развеялся миф о том, что недорогую качественную мебель можно было найти только в IKEA: сегодня практически весь ее ассортимент представлен у нас. Это связано с тем, что всю мебель для шведов выпускали наши российские мебельные фабрики, и они попросту сменили канал продаж.

Но, что удивительно, отдельно от магазинов IKEA мебель «от IKEA» шквальным спросом не пользуется. Думаю, их товары были популярны за счет сервисной поддержки и сопровождения, когда все шкафы и кровати дополнялись подушками или вазочками с фрикадельками. А без этого товар IKEA превращается в весьма обычный из средней ценовой группы. Для многих это было открытием, нечто вроде «а король-то голый».

Но, несмотря на положительные итоги 2022 года, делать какие-либо прогнозы на 2023 год можно очень осторожно. Пока мы ожидаем, что веяния кризиса в наступившем году частично дойдут и до специализированных мебельных ТЦ. Мебель — это предмет отложенного спроса, на который любые кризисы и любое снижение доходов населения влияет в первую очередь. Это не то, что люди покупают каждый день или каждый месяц, как йогурт или зубную пасту.

Если в прошлом году все, кто мог приобрести мебель или хотел спасти сбережения за счет ее приобретения, это сделали, то в ближайшей перспективе они этого делать уже не будут. То есть нас ждет довольно длительный спад интереса к этой категории товаров, особенно если не изменится ситуация с доходами людей. Пока, увы, на это рассчитывать не приходится.

Кроме того, продажи мебели напрямую зависят от курса доллара, так как значительная часть мебельных комплектующих (фурнитура, ткани, лакокрасочные материалы) импортные. А это означает, что себестоимость производства мебели и, следовательно, ее розничная стоимость как минимум уменьшаться не будут, и в условиях падающих доходов покупателей продажи плавно пойдут вниз. Конкуренция между торговыми центрами будет расти. Но мы это предвидим, и если эти прогнозы сбудутся, то у нас уже будет «план Б» для поддержки арендаторов.

И первые шаги мы уже делаем. Чтобы привлечь покупателя, обычной рекламы уже недостаточно, мы должны делать действительно нестандартные шаги. Мы уже пошли по пути перфоманс-маркетинга, и это дало результат. «Живые» новогодние витрины действительно обращают на себя внимание прохожих, это позволяет арендаторам получить новых клиентов.

мебель торговля торговые центры
Читайте также по теме
Чему сегодня должны учиться российские ретейлеры, чтобы не разориться через год или два, где они должны искать точки роста своего бизнеса и какие магазины будет выбирать покупатель в ближайшем будущем, разбирался «Новый проспект».
Ушедшие из России иностранные компании рискуют лишиться права на товарные знаки. Тогда любой желающий сможет совершенно законно открыть в стране закусочные «Макдоналдс» и продавать технику Ericsson. Пресечь это может только официальное возобновление поставок.
Генеральный директор и соучредитель сети «ЗооОптТорг.РФ» Денис Лобков рассказал «Новому проспекту», как развивается рынок зоотоваров, что происходит с импортозамещением в этой сфере и как обычные магазины конкурируют с маркетплейсами.

Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки