Станислав Ступников, партнер компании «БестЪ. Коммерческая недвижимость»:
— В целом я вижу, что все арендодатели стали более лояльными: их научили 2008-й, 2015-й, 2020-й годы. Они уже поняли, что лучше договариваться с арендаторами, чем их терять и потом долго искать новых. Что касается форматов недвижимости, то в начале года первыми пострадавшими были крупные торговые центры, на трафике которых сказался уход иностранных брендов. И торговые центры начали довольно лояльно передоговариваться с ресторанами, по сути, перейдя с фиксированной оплаты на процент от товарооборота вообще без фикса.
При этом формат микрорайонных ТЦ, расположенных в спальных районах, оказался более устойчивым, поскольку в них не было токсичных по нынешним временам арендаторов, таких как Zara, H&M и прочих иностранных брендов, и при этом у людей в спальных районах отпала потребность ехать в крупные моллы, особенно в выходные. И в микрорайонных торговых центрах никто не переходил с ресторанами на процент от товарооборота, но были скидки в районе 10–20% в марте-апреле и в сентябре.
Бизнес-центры мы делим на две категории, и ситуация там разная. Есть БЦ, которые сильно пострадали — оказались фактически пустыми. В таких бизнес-центрах предприятия общественного питания просто закрылись, потому что кормить некого, и договаривайся, не договаривайся, а результат будет печальным. В бизнес-центрах, оказавшихся устойчивыми, рестораторы либо не пришли просить снижения арендной платы, либо скидки были символическими и, как и в микрорайонных ТЦ, буквально на пару месяцев.
Есть еще один формат недвижимости, где велика концентрация предприятий общественного питания, — это апарт-отели: мы также их строим, управляем ими, развиваем по франшизе. И, по сути, они оказались самым устойчивым форматом для рестораторов, потому что там осталась постоянная аудитория.