Дмитрий Абрамов, партнер Jensen Group:
— В целом 2021 год был неоднородным. Офисные проекты чувствовали себя хорошо, даже несмотря на то, что часть сотрудников наших арендаторов перешла на удаленку. У нас стопроцентная заполняемость офисов, в своих локациях видим рост арендных ставок и устойчивый спрос на помещения, особенно в Центральном и Петроградском районах.
Для торговых объектов год также завершается довольно удачно, хотя, конечно, в среднесрочной перспективе на ситуацию будут влиять и все пандемийные ограничения: QR-коды, локдауны, сокращение покупательной способности населения, рост инфляционных ожиданий.
Самым успешным сегментом арендаторов по динамике оборота стали кафе, рестораны, супермаркеты. Но во многом это связано с ростом их наценки, который составил 20–40%. Мы продолжим увеличивать долю продуктовых операторов в наших торговых объектах (и в "Пассаже", и в "Ривер Хаусе") за счет сокращения других групп арендаторов, в основном тех, кто нацелен на онлайн-коммерцию.
Ждем, что в 2022 году, с ростом доли вакцинированных граждан и выработкой коллективного иммунитета, количество ограничений и их продолжительность все-таки сократятся, и будущий год будет более успешным, чем уходящий, не только в офисном сегменте, но и в торговом. Но каким бы он в итоге ни был, нужно не ждать подарков судьбы, а и самим проводить изменения, потому что нынешние тенденции останутся с нами на долгие годы. Так что будем смотреть в сторону новых проектов с поправкой на понимание текущей ситуации.