Москва заплатит. Как Александр Беглов будет модернизировать Петербург

Первый ежегодный очет и.о. губернатора Петербурга Александра Беглова перед депутатами Законодательного собрания был своего рода «черным ящиком», из которого градоначальник мог достать все, что угодно.

С одной стороны, будучи исполняющим обязанности, до сих пор не утвержденном в качестве кандидата, Беглов мог ограничиться скромным сугубо технологическим отчетом о статистических показателях. С другой, если все же исходить из его участия в будущих выборах, речь должна была стать программным выступлением, из которого можно было бы сделать вывод о будущих приоритетах, целях и методах их достижения — и возможно, забыть после этого о многочисленных скандалах, в которые и.о. успел угодить за небольшой срок пребывания у власти.

Александр Беглов пошел по пути наименьшего сопротивления.

Для начала он принялся открыто обвинять предшественника в бедственном положении города. О том, что положение — бедственное, многие горожане и не догадывались. Но оказалось, со слов Беглова, что с бюджетом у нас были системные проблемы, долги накопились немалые (44 млрд рублей Петербург должен выплатить до 2026 года — показатель на самом деле значительный, для сравнения госдолг Москвы составляет 30 млрд), городское хозяйство «обветшало», ключевые отрасли хронически недофинансируются на сотни миллиардов, соответственно, бюджетные инвестиции сокращаются, а расходы наоборот растут в прогрессии — только прямые обязательства города на начало года составляют 283 млрд рублей, накопленные — 680 млрд, доля социальных расходов выросла за семь лет с 21% бюджета до 30%.

Вообще, обвинять предшественников в проблемах считается у чиновников дурным тоном и воплощением поговорки про плевание в колодец. Не только из-за того, что это наверняка испортит отношения с тем, с кем, возможно, еще придется работать на другой должности, но и из-за того, что это здорово снижает доверие к власти в целом: если предыдущий губернатор, отчитываясь об успехах (и все с ним соглашались), как получается, лукавил, то скорее всего, лукавить будет и следующий. Решиться на такой шаг можно только с большого отчаяния, но Александр Беглов, по-видимому, другого способа создать выгодный фон для своей кампании не обнаружил.

Из сложившейся таким образом неприятной ситуации, естественно, нужно искать выход, и Александр Беглов видит его в «прорыве», который нужен Петербургу. Это отражение риторики Владимира Путина, который тоже с недавних пор требует «прорыва по всем направлениям» для России (удивительно, кстати, как сменилась риторика власти — лет 10-15 назад нас убеждали в том, что стране нужны не резкие рывки, а только плавная эволюция, но попытка эволюционировать, судя по всему, привела к тому, что вот теперь нужен все-таки прорыв). Прорыв при это должен быть без аврала, что подчеркнул Беглов, и это усложняет задачу.

Задача, между прочим, амбициозная — стать лучшим городом в России и одним из лучших в мире. Другими словами, нужно обогнать Москву, не имея при этом и близко таких же ресурсов.

«Нужно жить по средствам», — предостерег Беглов.

Сократить социальные расходы нельзя, нужно наращивать доходы. Набор методов, которые предлагает и.о. губернатора, однако, немудрящи. Улучшение делового климата, развитие инфраструктуры, создание высокотехнологичных рабочих мест, без особенной конкретики. Все это, как и жалобы на обветшавшие трубы, как и обещания сберечь исторический центр города, петербуржцы уже слышали от предыдущих двух губернаторов, и чем Александр Беглов принципиально от них отличается, он не пояснил.

О том, что город должен жить по средствам и тратить столько, сколько зарабатывает, говорила еще Валентина Матвиенко в относительно недавнем 2010-м. Тогда, кстати, траты на здравоохранение и образование составляли 37% бюджета, согласно ее ежегодному отчету, а на закупку уборочной техники в количестве 655 единиц город потратил 5 млрд рублей. Теперь Александр Беглов говорит, что закупили 471 уборочную машину на 3 млрд рублей. Все обещания городских властей имеют циклический характер, а снегоуборочная техника почему-то в нужный момент все равно всегда куда-то исчезает.

Впрочем, это все-таки только первый отчет, и вероятно впоследствии мы еще поймем, что к чему. Пока понятно только, что Беглов сильно рассчитывает на помощь федерального бюджета. Он собственно, так и выразился: мы, сказал, «уделили особое внимание укреплению доходной базы бюджета за счет федеральных средств». Например, 13,5 млрд рублей минфин согласился выделить на компенсацию выпадающих доходов, сообщил градоначальник, помогает и сам Путин, выдавший 150 млн из своего резервного фонда на расширение Музея блокады. Политику выпрашивания денег у минфина на текущие нужды Александр Беглов называет «переходом к новому формату коммуникации с федеральным центром». Остается надеяться, что это это была не разовая предвыборная помощь.

Актуально сегодня