Министерство РЖД. Железнодорожная реформа вернулась на станцию отправления
Новый проспект
Мнения

Министерство РЖД. Железнодорожная реформа вернулась на станцию отправления

Прочитано: 249
Министерство РЖД. Железнодорожная реформа вернулась на станцию отправления

Автор этих строк ещё помнит времена, когда никакого ОАО «РЖД» не было, а было Министерство путей сообщения. Ведомство совмещало в себе функции регулятора и хозяйствующего субьекта, что перестало устраивать чиновников экономического блока правительства. Начался процесс реформ на железнодорожном транспорте.

В марте 2004 года МПС было упразднено, а его функции переданы Министерству транспорта России. Планировалось, что постепенно, в три этапа, в России сформируется рынок железнодорожных перевозок. При этом несколько перевозчиков будут предоставлять инфраструктуру и локомотивы операторским компаниям, владеющим вагонами. Планы были подкреплены постановлением правительства.

Два этапа реформы, хоть и с опозданием, но были завершены, а вот третий, итоговый, забуксовал. Сперва говорилось, что экономика к нему ещё не готова, а потом и вовсе оказалось, что на самом верху полагают, что третий этап реформ никому не нужен и даже вреден. Обсуждение документа под названием «Целевая модель рынка железнодорожных перевозок до 2025 года» затянулось, а потом его и вовсе отменили. Осталась только  «Программа долгосрочного развития ОАО «РЖД», принятая правительством в марте 2019 года.

Одновременно из недр ОАО «РЖД» в Министерство транспорта поступила законодательная инициатива, в которой госкомпания предлагает серьёзно изменить действующее законодательство в сфере железнодорожного транспорта. Основных изменений четыре: на сети дорог существует один перевозчик; все операторские компания объединяются в одну саморегулируемую организацию, без членства в которой запрещено заниматься железнодорожными перевозками; перевозчик имеет право привлекать от грузовладельцев инвестиции в инфраструктуру, предоставляя инвесторам в ответ право преимущественного проезда по ней; правительство формирует список социально значимых грузов, от перевозок которых оператор не может отказаться при наличии у него порожних вагонов.

Новые поправки отменяют сразу несколько идей, заложенных в программе реформ. Прежде всего придётся забыть о равном праве всех грузовладельцев на получение услуг железнодорожных перевозок и о конкуренции на этом рынке. Кроме того, ОАО «РЖД» добивается законодательного права брать деньги за услуги, которые ранее были сами собой разумеющимися. В частности, добившись создания единой СРО операторов и обязав их предоставлять порожние вагоны под «социально значимые грузы» через электронную торговую площадку «Грузовые перевозки», ОАО «РЖД» получает в распоряжение колоссальные деньги, которыми может распоряжаться по своему усмотрению.

При такой модели организации перевозок на рынке не останется места средним и мелким операторским компаниям, которые по закону не смогут соответствовать новым условиям и будут вынуждены сдавать свои вагоны в аренду более крупным игрокам или даже продать их. То же самое относится и к тем грузовладельцам, которые приобрели вагоны для перевозки собственной продукции. А ведь они заплатили за них немалые деньги. Повторяется история 2015–2016 годов, когда вступил в силу законодательный запрет на продление срока службы вагонов, прошедших капитальный ремонт, что привело к разорению некоторых участников рынка, купивших старый парк у ОАО «РЖД» и восстановивших его под гарантии монополии.

Остаётся только посетовать, что за прошедшие 15 лет ни Минтранс, ни Федеральная антимонопольная служба, ни какой-либо другой регулятор так и не смогли стать серьёзной альтернативой всесильному ОАО  «РЖД», которое неудержимо превращается в Министерство железных дорог.

Фото: Павел Кассин/Коммерсантъ

МПС РЖД реформа
Другие статьи автора Читайте также по теме

Чудеса в нашей стране не дозволяются, поэтому голосование по поправкам в Конституцию собрало официально ровно такую явку и ровно такой результат, которые были нужны их авторам. Осталось понять, во что Владимир Путин конвертирует выжатый им в очередной раз ресурс народного одобрения.


«Обыватель удивит не раз и не два, когда выйдет из карантинного запоя», — считает политолог Станислав Белковский. В большом интервью «Новому проспекту» он рассказал, почему быстро завершить конституционную реформу теперь не получится и зачем в столицах строят «цифровой концлагерь».

Первый путинский премьер Михаил Касьянов в большом интервью «Новому проспекту» рассказал о том, как начинался его тандем с Путиным, и почему он дал трещину.



Адвоката Ивана Павлова объявили в розыск
28.10.2021
Ресторанам Петербурга с 8 ноября запрещается работать по ночам
28.10.2021
"Газпром" заявляет о готовности покрыть треть прироста потребления газа в мире
28.10.2021
Сеть магазинов FixPrice вводит новые повышенные уровни цен
28.10.2021
В Смольном определили, каким магазинам позволят работать в период локдауна
28.10.2021
В Петербурге закончилась вакцина "Спутник лайт" — когда появится, неизвестно
28.10.2021
Бюджет России принят в I чтении — долю нефтегазовых доходов хотят снижать
28.10.2021
В России водителей собираются лишать прав за систематическое нарушение ПДД
28.10.2021
Эрмитаж просит прокуратуру разобраться с петербуржцем, повесившим в музее свой портрет
28.10.2021
Глава РСПП просит власти зафиксировать "параметры дойки" для крупного бизнеса
28.10.2021
В Петербурге выставили на продажу апартаменты за 360 млн рублей
28.10.2021
Сбербанк показал рекордную за всю историю прибыль по итогам 9 месяцев
28.10.2021
Заболеваемость COVID-19 преодолела отметку в 40 тысяч случаев за сутки
28.10.2021
Руководители благотворительных фондов просят Путина изменить закон об иноагентах
28.10.2021
Пропаганду вакцинации сделают мягче и позитивнее — угрозы смертью не помогли
28.10.2021
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки