Михаил Лачугин: "Праздник к нам приходит, но уже без Coca-Cola"
В текущем году у торговых сетей возникли сложности с планированием и подготовкой ассортимента к Новому году. Сети не могут строить долгосрочные прогнозы потребительского поведения и опасаются падения продаж. О том, как ретейл готовится к предновогодним продажам, «Новому проспекту» рассказал Михаил Лачугин, независимый консультант по продвижению поставок продуктов питания в торговые сети, издатель отраслевого портала «Продукт Медиа».
Новый 2023 год мы встретим без традиционной рекламы таких компаний, как Coca-Cola (то есть без песни «Праздник к нам приходит»), Nestle, Mars и других международных производителей.
Но те же Nestle и Mars аккуратно, без лишнего шума предлагают свои новогодние наборы в сетях, правда, в усеченном виде (если раньше одна компания предлагала около 10 позиций, то теперь всего две-три.)
Торговые сети в этом году испытывают дефицит новогоднего ассортимента и пытаются наладить сотрудничество с российскими производителями различных товаров (продукты питания, косметика и так далее) для составления подарочных наборов. Но это сотрудничество пока идет непросто и гораздо медленнее, чем хотелось бы.
Сети также активно развивают и собственные торговые марки, рассчитывая включать товары под своими брендами в состав подарочных наборов. Как пройдет этот эксперимент и понравятся ли потребителю наборы из СТМ, скоро узнаем.
Сейчас, конечно, подарочные наборы и в целом товары из сегмента новогодней атрибутики в магазинах есть. Но если приглядеться, можно заметить, что ассортимент намного скуднее, чем в прошлом году. Например, тех же елочных украшений стало в разы меньше (не 15-20 позиций, как раньше, а пять-шесть).
Гораздо меньше производители меняют дизайн упаковки на новогодний. Возможно, они опасаются, что из-за снижения потребительского спроса не смогут, как обычно, продать весь товар в праздничном дизайне за январь, и тогда упаковка станет препятствием для реализации. (Напомню, что традиционно порядка 70% продаж товаров с новогодней атрибутикой и по высоким ценам приходилось на декабрь, остальные 30% продавались в течение января уже с дисконтом.)
Между тем спрос на новогодние подарки, несомненно, будет. Некоторые сети говорят о частичном восстановлении спроса. Например, представители сети «Азбука вкуса» говорят, что у них спрос восстановился. Но это сейчас скорее исключение из правила, чем норма. Возможно, часть потребителей, уехавших из страны на фоне мобилизации, уже вернулась. Но я бы относился к таким рассуждениям скептически. В общем, праздник к нам проходит. Но будет он не такой, как всегда.