Михаил Лачугин: "Федеральный ретейл убьет местные сети, но они позже возродятся"
Михаил Лачугин, независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети, рассказал «Новому проспекту», почему ретейлерам стоит приглядеться к тому, как развиваются пекарни, и могут ли появиться свои магазины у агрохолдингов.
Рынок Петербурга отличается высокой концентрацией федеральных торговых сетей, причем давно. А региональные сети развиваются здесь очень слабо. Такая ситуация характерна для всего Северо-Запада. Исключение составляет, пожалуй, только Архангельская область, где очень сильны позиции нескольких местных сетей, а «Пятерочка» и «Магнит» не слишком популярны.
Но львиную долю на рынке ретейла региона занимают федеральные сети. Мне кажется, что в ближайшие несколько лет мы можем увидеть обратный процесс, то есть увеличение доли локальных продавцов. Это лишь мое предположение, но оно основывается на нескольких предпосылках.
Важно отметить, что любой цикл когда-то заканчивается, и рано или поздно рынок ретейла достигнет пика насыщения федеральными сетями, которые в большинстве своем успеют убить местную розницу. Но затем будет запущен обратный процесс, когда люди будут голосовать рублем и идти в локальные магазины, искать товары местных производителей. И такая тенденция будет развиваться даже вне зависимости от того, сокращаются или растут доходы населения.
Кстати, вот эту тенденцию — исход покупателей из крупных магазинов — мы давно наблюдаем в сегменте хлеба и хлебобулочных изделий. Уже несколько лет пекарни (и отдельные, и сетевые) успешно конкурируют с крупными магазинами: потребитель не очень хочет покупать так называемый промышленный хлеб. Поэтому перетекание покупателей из супермаркетов в пекарни продолжается.
Правда, пока мы видим такое перераспределение в пользу малых форматов только на примере одной категории товаров. Например, сейчас активно развиваются сети в ультрамассовом сегменте, такие как «Лавка пекаря», «Люди любят» и другие. Но в обозримом будущем переход на малые форматы продаж может появиться и в других категориях продовольственных товаров.
Мы уже отмечаем увеличение интереса к небольшим форматам в ретейле. Вспомним: в начале 2000-х годов большую популярность набрали гипермаркеты. Сейчас же потребитель в гипермаркеты ходит всё реже и реже. Он предпочитает формат супермаркетов, магазинов у дома.
Очевидно, что ретейл ждет переформатирование в любом случае, оно не связано с такими внешними факторами, как геополитическая напряженность и другими причинами.
Думаю, что в сегмент небольших продуктовых магазинов придут в том числе крупные производители продовольственных товаров, агрохолдинги. Можно ожидать, что собственную розницу, в том числе в Петербурге, будет развивать «Мираторг».
Но новым операторам рынка важно понимать, что ассортимент магазинов, особенно небольших, есть смысл немного менять в зависимости от локации. Например, ассортимент магазина в районе, где преимущественно живут пенсионеры, должен отличаться от ассортимента магазина в локации, где проживают в основном молодые семьи.