Михаил Лачугин: «Бананы пали жертвой грибка. И информационной войны»

22 Апреля 2021

Михаил Лачугин, независимый консультант по продвижению поставок продуктов питания в торговые сети, объяснил «Новому проспекту», почему бананы в магазинах за год подорожали в 2 раза и стоит ли ждать дефицита этого лакомства на прилавках.

Бананы занимают первое место среди всех импортируемых Россией фруктов и цитрусовых. В порт Петербурга (крупнейший российский порт, где принимают бананы) еженедельно поступает до 200 млн бананов, преимущественно эквадорских.

Бананы являются одним из самых доступных лакомств для широких слоев населения нашей страны, но в последнее время это лакомство резко подорожало. Сейчас цена за килограмм обычных бананов доходит в отдельных торговых сетях до 100 рублей, хотя год назад в большинстве сетевых магазинов цена бананов не превышала 45-50 рублей.

Одной из причин резкого роста цен на бананы в этом году стал неурожай в Эквадоре — крупнейшем экспортере бананов на мировые рынки, в том числе и в Россию. Затем стала появляться информация о вредителе — грибке TR4, который несет серьезную угрозу банановым плантациям Латинской Америки и может оставить ряд стран-поставщиков без урожая. Власти Колумбии уже заявили, что из-за этого грибка были вынуждены сжечь 170 га зараженных сельскохозяйственных угодий, потому что бороться с заразой традиционными методами обработки растений не удается. Коварный грибок может лишить страны Латинской Америки и Карибского бассейна серьезной статьи доходов. Ведь экспорт бананов — один из ключевых бизнесов этих стран.

Есть, правда, мнение, что информационная волна о вредителях и неурожае искусственно усиливается ради роста цен на бананы. То есть проблема имеет место быть, но не в тех масштабах, о которых говорят и пишут. В любом случае факт остается фактом: бананы на нашем рынке дорожают и вскоре могут потерять статус самого доступного и весьма полезного для россиян лакомства.

Можно прогнозировать, что в ближайшее время возникнут сложности с закупками бананов у сетей «второго эшелона» и региональных ретейлеров, поскольку у них нет таких ресурсов, как у лидеров рынка, нет такой разветвленной сети партнеров по всему миру.

Сети второго эшелона и региональные игроки вынуждены будут закупать бананы дороже, чем лидеры рынка и торговать ими в минус, но отказаться от этого товара не смогут. Дело в том, что на бананы всегда есть спрос, это один из базовых продуктов, наравне, например, с хлебом.

Актуально сегодня