Михаил Корин: "Кофемашины и кухонные плиты стали предметами роскоши"
Итальянские кофемашины и американские фритюрницы со специальным давлением в России не производят: это слишком дорого и сложно. Михаил Корин, президент производственно-торгового холдинга «Деловая Русь», объяснил, какие проблемы с оборудованием уже возникли у отечественных ресторанов, кафе и баров и как их можно преодолеть.
Обходные пути
Сегодня часть системообразующих компаний нашего сегмента отказались от поставок оборудования в Россию по идейным соображениям. Например, так поступили компании Middleby Corporation, Rational, Electrolux и Hoshizaki. Но их продукция за редким исключением не уникальна и будет замещена либо их же коллегами из-за рубежа, либо отечественными аналогами.
Другая проблема в том, что часть европейских товаров попала под европейские же санкции, а именно — санкции о закрытии экспорта в Российскую Федерацию предметов роскоши. К их числу отнесли, в частности, кухонные плиты и кофемашины, что для нас крайне критично: ведь 90% кофемашин в мире делают только в Италии.
Сейчас наши поставщики, которые хотят продолжать работать с нами, консультируются со своими государственными структурами, чтобы преодолеть этот запрет, потому что он абсурден. А пока приходится искать какие-то обходные пути: через Казахстан, Армению, Турцию и так далее.
Как и у каждой сферы деятельности, у нас сегодня наблюдаются разрывы поставок и логистических цепочек. Но это терпимо: деньги поставщикам уходят, и товары сюда едут, хотя, конечно, их стоимость и сроки поставок увеличились в 2-4 раза.
Комплектующие будут дороже
Поскольку мы являемся еще и производителями, то отмечаем проблемы и на производстве. Главных трудностей, с моей точки зрения, две, и обе связаны с ухудшением ситуации по комплектующим. Надо отметить, что всё наше оборудование, к сожалению, из импортных деталей, включая нержавеющую сталь.
При резком скачке курса в марте все комплектующие двукратно подорожали, и цены не снизились даже после возвращения доллара на прежний уровень и при последующем снижении курса.
Вторая большая проблема — комплектующие вымываются с рынка, их не остается. Мы вынуждены возить их сами, а логистика ухудшилась: везем теперь дольше и дороже, причем кратно.
С другой стороны, комплектующие не попали ни под какие санкции, их всё равно будут поставлять, хотя они и станут, несомненно, дороже.
Наконец, у нас как экспортеров оборудования есть еще одна проблема: доллар сегодня упал, и, соответственно, цена оборудования в долларах получается очень высокой — это проблема для экспорта.
Таможенные пошлины как вариант
Если говорить о примерном соотношении импортного оборудования для ресторанов и того, что произведено в РФ, то 90% простейшего оборудования — мармитов, фритюрниц, рисоварок, блинниц, хлеборезок и прочего — это импорт (в основном из Китая и Италии). Также на 90% импортным является барное оборудование: кофемашины, блендеры, льдогенераторы и так далее. За рубежом производится 80% используемой нами посуды и инвентаря, 70% — посудомоечного оборудования.
Зато примерно 50% сложного и тяжелого теплового оборудования — пароконвектоматов, печей, сковород, котлов и тому подобного — производится в Российской Федерации. А холодильное и нейтральное оборудование, например мебель из нержавеющей стали, делается в России на 80% и 90% соответственно. А всё потому, что в свое время на это оборудование были приняты таможенные пошлины: сюда пошли инвестиции, и его стало выгодно производить здесь.
США, Канада, Австралия исключили Россию из списка стран-партнеров, и пошлина на наше оборудование в Штатах сейчас 40%. Но у нас уникальное оборудование, его будут брать и по более высокой цене. А если бы мы поставляли туда распространенное оборудование типа холодильных столов, то мы бы выбыли с этого рынка.
Как вариант — таможенные пошлины могут стать решением проблемы производства нового оборудования и у нас. Другой вопрос, что именно нам надо производить?
Что не надо импортозамещать
Несложное оборудование у нас никогда не выпускалось, но его и не надо импортозамещать, потому что оно делается сотнями тысяч штук в Китае.
Такое оборудование, как кофемашины, у нас тоже никогда не выпускалось: его делают и в ближайшие десятки лет будут продолжать делать в Италии. Подобных кофемашин нет ни в Китае, ни вообще нигде в мире, кроме, возможно, еще Испании. А сейчас они попали под санкции как предметы роскоши, и заместить их вообще нечем. Поэтому нам придется научиться импортировать их обходными путями, решив это законодательно.
Есть и тяжелая тема для индустрии. Она касается прежде всего больших сетей и фастфуда. Возможности для импортозамещения здесь есть, но они подходят не для всех предприятий. К примеру, сеть «Додо Пицца» раньше работала на американских печах. Они не без помощи нашей компании были замещены на российские, которые успешно работают. А, к примеру, такие сети, как «Бургер Кинг» и «Макдоналдс» (сейчас «Вкусно — и точка») работают на специфическом оборудовании: грилях, фритюрницах и прочем, и это оборудование в России никто не делает.
Но, может быть, будет делать: технически это возможно. А, например, производить фритюрницы под давлением, которые нужны для KFC, в России невозможно, во всяком случае сейчас, потому что это очень серьезное оборудование, сравнимое по сложности с самолетом. А нужно его сто штук в год! Кому придет в голову налаживать под это производство? Поэтому KFC в России, видимо, будет работать на копиях американских фритюрниц до 60-х годов, которые сейчас делают в Китае.
То есть сложное оборудование мы также ничем не сможем заместить, и придется его так или иначе импортировать.
Очевидно, что оборудование из-за снижения доходов и удорожания и усложнения логистики будут эксплуатировать максимально долго, и поэтому будут больше ремонтировать. Но на запчасти, как я уже говорил, санкции не распространяются, они будут поставляться. Значит, будем развивать сервис, а также будем сами производить оборудование для предприятий общественного питания — больше и лучше.
По материалам VIII Международного форума бизнеса и власти «Неделя российского ретейла»
Холдинг «Деловая Русь» основан в 1990 году. Он работает в 20 городах России и шести странах, оказывая полный спектр услуг для предприятий общественного питания: проектирование, оснащение и комплексное снабжение. В состав холдинга входит конструкторское бюро и два завода по производству высокотехнологичного оборудования для пищевого производства. Продукция запатентована в России, США, Европе и экспортируется более чем в 40 стран мира, а также имеет множество дилеров по всему миру. На данный момент с помощью холдинга оснащено более 27 тыс. точек общественного питания.