Михаил Бурмистров: "Вторичные санкции похожи на удава: душат медленно"
Новый проспект
Мнения

Михаил Бурмистров: "Вторичные санкции похожи на удава: душат медленно"

Прочитано: 10980

Глава «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров рассказал «Новому проспекту» о проблемах импортозамещения в судостроении, о парадоксах господдержки отрасли и вторичных санкциях, которые медленно душат экономику страны.

Этот год, с одной стороны, очень позитивный в плане сдачи гражданских судов (и в штуках, и в тоннаже). Судостроители заключили контракты на 1,4 трлн рублей.

При этом мощности российских верфей реально перегружены: верфи загружены на годы вперед. Проблем с тем, чтобы получить заказ, вообще нет. Однако есть вопрос к экономической эффективности некоторых предприятий. Часть верфей у нас в тяжелом финансовом состоянии: сказывается, в частности, не проведенная вовремя модернизация мощностей. Без нее судостроители оказываются недостаточно конкурентоспособными.

С другой стороны, ситуация для судостроения беспрецедентная. Мы понимаем, что санкции не будут отменены в течение, пожалуй, ближайших лет десяти. Придется жить в изменившейся реальности, которая бросает судостроителям новые вызовы.

Как минимум курс валют не способствует импортозамещению. Ранее мы говорили о том, что российские производители судового оборудования не могли конкурировать с иностранными при 75 рублях за доллар. При нынешнем же курсе доллара они и подавно не могут соперничать с импортной продукцией. Добавляем сюда резкий рост тарифов на железнодорожные перевозки, электроэнергию и так далее.

Кроме того, не стоит забывать и про вторичные санкции. Проблема заключается в том, что они работают медленно. Они действуют, как удав, который не спеша сжимает и душит. Те схемы поставок, сотрудничества с иностранными компаниями, которые успешно работали 2-3 месяца назад, сейчас работают с большим трудом. И даже дружественные нам Казахстан и Белоруссия вынуждены будут ограничивать поставки просто потому, что будут бояться вторичных санкций уже против них самих.

Другая проблема — дефицитный федеральный бюджет в следующем году. Пока профицит в казне удерживается с помощью сверхдоходов от дополнительного налогообложения «Газпрома». Однако в 2023 году ситуация изменится, Минфин активно начнет занимать деньги, что приведет к росту процентных ставок и удорожанию финансирования для реального сектора экономики. Мы видим, что уже сейчас подрожала логистика, выросли авансы зарубежным поставщикам.

Стоит добавить, что много сложностей и на рынке труда. Ситуация в судостроении и раньше была непростая: дефицит кадров был большой. И задержка сдачи судов часто была связана не только с финансовыми и технологическими вопросами, но и с отсутствием нужных специалистов. Сейчас ситуация усугубилась. На отрасль наложились последствия мобилизации: были призваны многие граждане рабочих специальностей.

Вместе с тем объемы господдержки судостроения сейчас довольно велики. И мне не вполне очевидно, хватит ли ее объемов в новых условиях. Кроме того, поддержка оказывается точечно. И тут возникает вопрос: а корректно ли расставлены акценты?

Например, сейчас действует господдержка верфей Дальнего Востока, в частности верфи «Звезда». Но и тут ситуация непростая. По сути, идет стресс-тестирования подхода к кооперации «Звезды» с южнокорейскими производителями судового оборудования. Они поставляют в Россию крупнотоннажные модули, которые собирает «Звезда». Такой подход исключает присутствие российских поставщиков судового оборудования на «Звезде». Их там вообще никто не ждет. Ни у кого из российских компаний не получилось сотрудничать с дальневосточной верфью. И мы фактически оказываемся в полной технологической зависимости от Южной Кореи и можем только гадать, будут ли они соблюдать санкционные ограничения.

Получается, что объемы господдержки верфей на Дальнем Востоке большие, и мы действительно научились строить крупнотоннажные суда. Но делаем это в полной зависимости от Южной Кореи вообще без перспектив импортозамещения.

Думаю, часть средств, которая пошла на поддержку строительства газовозов на дальневосточной «Звезде», могла бы пойти на развитие судостроительного кластера в Петербурге. Речь о том, что в Петербурге мог бы быть создан еще один центр крупнотоннажного судостроения, например на базе Балтийского завода или Адмиралтейских верфей.

Также не хватает поддержки в перепроектировании судов и поддержки производителей судового оборудования. Важно сформировать единые центры компетенций, и в этом плане передача Балтийского завода под контроль «Росатома» была бы логичным решением (о том, что такой вопрос обсуждается и может быть принят до конца текущего года, стало известно в конце ноября. — Прим. «НП»).

По мотивам выступления в рамках форума «Арктика: настоящее и будущее» в Петербурге


судостроение промышленность санкции
Другие статьи автора Читайте также по теме
ГК «Химик» вложит более 700 млн рублей в расширение производства в Ленобласти. Инвестиции позволят компании выйти в новый для нее сегмент рынка лакокрасочных материалов для трубопроводов.
Судостроительный завод «Ростр» из Новой Ладоги и строительное ООО «Энергосервис» не могут договориться об уплате верфью долга за выполненные работы. Угроза банкротства нависла над компанией в тот момент, когда у малых судостроителей есть все шансы для развития.
Еврокомиссия обнародовала промежуточные итоги расследования незаконного импорта березовой фанеры из России в ЕС через Турцию и Казахстан. Вывод: пути проложены в обход антидемпинговых пошлин. Изменение логистики негативно скажется на отечественных производителях фанеры.

"Дом.РФ" может выйти на IPO в следующем году
28.03.2024
Правительство одобрило проект строительства новой верфи возле Петербурга
28.03.2024
Уникальный водный беспилотник и троллейбус с автономным ходом. Что показали на «Экологии большого города»
28.03.2024
Власти Хельсинки хотят выкупить "Хартвалл арену" у Ротенберга и Тимченко
28.03.2024
На Петроградской стороне открывается новый большой коворкинг
28.03.2024
«Петербуржцы сдали 345 тонн опасных отходов». Цифра прозвучала на открытии форума «Экология большого города»
28.03.2024
Штаб Путина потратил на выборы 317 млн рублей
28.03.2024
Румыния впервые начнет оформлять гражданам РФ шенгенские визы
28.03.2024
На Васильевском острове объявили конкурс на устройство парка с фонтаном
28.03.2024
Эмин Агаларов ответил на претензии в адрес владельцев "Крокус сити холла"
28.03.2024
Аэропорты просят Минтранс не вводить запрет на вход в терминалы провожающих
28.03.2024
Беспилотники — эффективный инструмент решения экологических задач
28.03.2024
В Петербурге резко вырос объем продаж ипотечных квартир за долги
28.03.2024
Ленобласть увеличила бюджетные расходы за счет роста дефицита
28.03.2024
Петербургская товарно-сырьевая биржа расширит перечень торгуемых товаров
28.03.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки