Михаил Бурмистров: "Вторичные санкции похожи на удава: душат медленно"
Новый проспект
Мнения

Михаил Бурмистров: "Вторичные санкции похожи на удава: душат медленно"

Прочитано: 10990

Глава «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров рассказал «Новому проспекту» о проблемах импортозамещения в судостроении, о парадоксах господдержки отрасли и вторичных санкциях, которые медленно душат экономику страны.

Этот год, с одной стороны, очень позитивный в плане сдачи гражданских судов (и в штуках, и в тоннаже). Судостроители заключили контракты на 1,4 трлн рублей.

При этом мощности российских верфей реально перегружены: верфи загружены на годы вперед. Проблем с тем, чтобы получить заказ, вообще нет. Однако есть вопрос к экономической эффективности некоторых предприятий. Часть верфей у нас в тяжелом финансовом состоянии: сказывается, в частности, не проведенная вовремя модернизация мощностей. Без нее судостроители оказываются недостаточно конкурентоспособными.

С другой стороны, ситуация для судостроения беспрецедентная. Мы понимаем, что санкции не будут отменены в течение, пожалуй, ближайших лет десяти. Придется жить в изменившейся реальности, которая бросает судостроителям новые вызовы.

Как минимум курс валют не способствует импортозамещению. Ранее мы говорили о том, что российские производители судового оборудования не могли конкурировать с иностранными при 75 рублях за доллар. При нынешнем же курсе доллара они и подавно не могут соперничать с импортной продукцией. Добавляем сюда резкий рост тарифов на железнодорожные перевозки, электроэнергию и так далее.

Кроме того, не стоит забывать и про вторичные санкции. Проблема заключается в том, что они работают медленно. Они действуют, как удав, который не спеша сжимает и душит. Те схемы поставок, сотрудничества с иностранными компаниями, которые успешно работали 2-3 месяца назад, сейчас работают с большим трудом. И даже дружественные нам Казахстан и Белоруссия вынуждены будут ограничивать поставки просто потому, что будут бояться вторичных санкций уже против них самих.

Другая проблема — дефицитный федеральный бюджет в следующем году. Пока профицит в казне удерживается с помощью сверхдоходов от дополнительного налогообложения «Газпрома». Однако в 2023 году ситуация изменится, Минфин активно начнет занимать деньги, что приведет к росту процентных ставок и удорожанию финансирования для реального сектора экономики. Мы видим, что уже сейчас подрожала логистика, выросли авансы зарубежным поставщикам.

Стоит добавить, что много сложностей и на рынке труда. Ситуация в судостроении и раньше была непростая: дефицит кадров был большой. И задержка сдачи судов часто была связана не только с финансовыми и технологическими вопросами, но и с отсутствием нужных специалистов. Сейчас ситуация усугубилась. На отрасль наложились последствия мобилизации: были призваны многие граждане рабочих специальностей.

Вместе с тем объемы господдержки судостроения сейчас довольно велики. И мне не вполне очевидно, хватит ли ее объемов в новых условиях. Кроме того, поддержка оказывается точечно. И тут возникает вопрос: а корректно ли расставлены акценты?

Например, сейчас действует господдержка верфей Дальнего Востока, в частности верфи «Звезда». Но и тут ситуация непростая. По сути, идет стресс-тестирования подхода к кооперации «Звезды» с южнокорейскими производителями судового оборудования. Они поставляют в Россию крупнотоннажные модули, которые собирает «Звезда». Такой подход исключает присутствие российских поставщиков судового оборудования на «Звезде». Их там вообще никто не ждет. Ни у кого из российских компаний не получилось сотрудничать с дальневосточной верфью. И мы фактически оказываемся в полной технологической зависимости от Южной Кореи и можем только гадать, будут ли они соблюдать санкционные ограничения.

Получается, что объемы господдержки верфей на Дальнем Востоке большие, и мы действительно научились строить крупнотоннажные суда. Но делаем это в полной зависимости от Южной Кореи вообще без перспектив импортозамещения.

Думаю, часть средств, которая пошла на поддержку строительства газовозов на дальневосточной «Звезде», могла бы пойти на развитие судостроительного кластера в Петербурге. Речь о том, что в Петербурге мог бы быть создан еще один центр крупнотоннажного судостроения, например на базе Балтийского завода или Адмиралтейских верфей.

Также не хватает поддержки в перепроектировании судов и поддержки производителей судового оборудования. Важно сформировать единые центры компетенций, и в этом плане передача Балтийского завода под контроль «Росатома» была бы логичным решением (о том, что такой вопрос обсуждается и может быть принят до конца текущего года, стало известно в конце ноября. — Прим. «НП»).

По мотивам выступления в рамках форума «Арктика: настоящее и будущее» в Петербурге


судостроение промышленность санкции
Другие статьи автора Читайте также по теме
Первый заместитель генерального директора АО «Компрессор» Юрий Кузнецов рассказал о проблемах предприятий оборонно-промышленного комплекса, о причинах кадрового голода в индустрии и о кратном увеличении сроков поставок комплектующих для оборонной спецпродукции.
Миллиардеры Михаил Фридман и Петр Авен пытаются избавиться от санкций Евросоюза. На минувшей неделе им удалось достигнуть локального успеха: суд ЕС отменил решение о санкциях 2022 года. Но ограничительных мер это не снимает, так как бизнесмены и позднее попадали в санкционные списки, которые продолжают действовать, напоминает художник «Нового проспекта».
Производители мясных изделий Петербурга и Ленобласти испытывают серьезные финансовые сложности. Для увеличения продаж им стоит активней работать с региональными торговыми сетями и общепитом, говорят аналитики.

«Строительный трест» построит в Петербурге бизнес-центр за 4 млрд рублей
20.04.2024
В Калининградской области расширят отечественное производство полуприцепов
20.04.2024
Ботанический сад на Петроградке реконструируют
20.04.2024
В топ-50 лучших общественных пространств России вошли семь проектов Петербурга
20.04.2024
Владельцем завода литовского производителя крабовых палочек VICI в Калининграде стала компания из Петербурга
20.04.2024
Миллиардер Илон Маск покинул топ-3 самых богатых людей планеты
20.04.2024
Москва и Петербург теряют популярность у туристов, как направления для путешествий на майские праздники
20.04.2024
В Запорожской области при атаке дрона погиб военный корреспондент «Известий»
20.04.2024
Маркетплейс Wildberries до конца года откроет в Ленобласти большой распределительный центр
20.04.2024
В Петербурге раскрыта схема фиктивной регистрации более 400 мигрантов
19.04.2024
Путин обновил состав рабочей группы по увековечению памяти жертв политрепрессий
19.04.2024
В Казахстане запретили продажу вейпов
19.04.2024
Опрос: по выходным работают 70% россиян
19.04.2024
Петербургские отели перед майскими праздниками оказались загружены на 70%
19.04.2024
За год в России на 35% выросло число проектов комплексного развития территорий
19.04.2024
В Ленобласти ужесточат правила продажи алкоголя для 700 заведений общепита
19.04.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки