Михаил Бурмистров: "Вторичные санкции похожи на удава: душат медленно"
Новый проспект
Мнения

Михаил Бурмистров: "Вторичные санкции похожи на удава: душат медленно"

Прочитано: 3306

Глава «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров рассказал «Новому проспекту» о проблемах импортозамещения в судостроении, о парадоксах господдержки отрасли и вторичных санкциях, которые медленно душат экономику страны.

Этот год, с одной стороны, очень позитивный в плане сдачи гражданских судов (и в штуках, и в тоннаже). Судостроители заключили контракты на 1,4 трлн рублей.

При этом мощности российских верфей реально перегружены: верфи загружены на годы вперед. Проблем с тем, чтобы получить заказ, вообще нет. Однако есть вопрос к экономической эффективности некоторых предприятий. Часть верфей у нас в тяжелом финансовом состоянии: сказывается, в частности, не проведенная вовремя модернизация мощностей. Без нее судостроители оказываются недостаточно конкурентоспособными.

С другой стороны, ситуация для судостроения беспрецедентная. Мы понимаем, что санкции не будут отменены в течение, пожалуй, ближайших лет десяти. Придется жить в изменившейся реальности, которая бросает судостроителям новые вызовы.

Как минимум курс валют не способствует импортозамещению. Ранее мы говорили о том, что российские производители судового оборудования не могли конкурировать с иностранными при 75 рублях за доллар. При нынешнем же курсе доллара они и подавно не могут соперничать с импортной продукцией. Добавляем сюда резкий рост тарифов на железнодорожные перевозки, электроэнергию и так далее.

Кроме того, не стоит забывать и про вторичные санкции. Проблема заключается в том, что они работают медленно. Они действуют, как удав, который не спеша сжимает и душит. Те схемы поставок, сотрудничества с иностранными компаниями, которые успешно работали 2-3 месяца назад, сейчас работают с большим трудом. И даже дружественные нам Казахстан и Белоруссия вынуждены будут ограничивать поставки просто потому, что будут бояться вторичных санкций уже против них самих.

Другая проблема — дефицитный федеральный бюджет в следующем году. Пока профицит в казне удерживается с помощью сверхдоходов от дополнительного налогообложения «Газпрома». Однако в 2023 году ситуация изменится, Минфин активно начнет занимать деньги, что приведет к росту процентных ставок и удорожанию финансирования для реального сектора экономики. Мы видим, что уже сейчас подрожала логистика, выросли авансы зарубежным поставщикам.

Стоит добавить, что много сложностей и на рынке труда. Ситуация в судостроении и раньше была непростая: дефицит кадров был большой. И задержка сдачи судов часто была связана не только с финансовыми и технологическими вопросами, но и с отсутствием нужных специалистов. Сейчас ситуация усугубилась. На отрасль наложились последствия мобилизации: были призваны многие граждане рабочих специальностей.

Вместе с тем объемы господдержки судостроения сейчас довольно велики. И мне не вполне очевидно, хватит ли ее объемов в новых условиях. Кроме того, поддержка оказывается точечно. И тут возникает вопрос: а корректно ли расставлены акценты?

Например, сейчас действует господдержка верфей Дальнего Востока, в частности верфи «Звезда». Но и тут ситуация непростая. По сути, идет стресс-тестирования подхода к кооперации «Звезды» с южнокорейскими производителями судового оборудования. Они поставляют в Россию крупнотоннажные модули, которые собирает «Звезда». Такой подход исключает присутствие российских поставщиков судового оборудования на «Звезде». Их там вообще никто не ждет. Ни у кого из российских компаний не получилось сотрудничать с дальневосточной верфью. И мы фактически оказываемся в полной технологической зависимости от Южной Кореи и можем только гадать, будут ли они соблюдать санкционные ограничения.

Получается, что объемы господдержки верфей на Дальнем Востоке большие, и мы действительно научились строить крупнотоннажные суда. Но делаем это в полной зависимости от Южной Кореи вообще без перспектив импортозамещения.

Думаю, часть средств, которая пошла на поддержку строительства газовозов на дальневосточной «Звезде», могла бы пойти на развитие судостроительного кластера в Петербурге. Речь о том, что в Петербурге мог бы быть создан еще один центр крупнотоннажного судостроения, например на базе Балтийского завода или Адмиралтейских верфей.

Также не хватает поддержки в перепроектировании судов и поддержки производителей судового оборудования. Важно сформировать единые центры компетенций, и в этом плане передача Балтийского завода под контроль «Росатома» была бы логичным решением (о том, что такой вопрос обсуждается и может быть принят до конца текущего года, стало известно в конце ноября. — Прим. «НП»).

По мотивам выступления в рамках форума «Арктика: настоящее и будущее» в Петербурге


судостроение промышленность санкции
Другие статьи автора Читайте также по теме
Предпринимательница Алена Ристич несколько лет назад запустила линию женского белья и теперь открывает магазины по всей России. О том, как с нуля организовать производство, найти поставщиков и создать собственный бренд, она рассказала в интервью «Новому проспекту».
Компания "Перинт" расширит производство в Ленобласти. Инвестиции в проект нового производственно-складского комплекса оцениваются в 1 млрд рулей. В результате объем выпуска продукции вырастет на 50%, до 6,5 млн единиц в сутки.
Крупный импортер сварочного оборудования «ЗСМ «Дека» намерен развивать собственное производство под Петербургом. Старт проекта назначен на текущий год. Инвестиции составят 270 млн рублей.

Застройщик территории фабрики "Братья Варгунины" в Петербурге заявил о законности сноса исторических корпусов
04.06.2023
Кабмин включил Большой порт Санкт-Петербурга в список пунктов пропуска на въезд в РФ
04.06.2023
Швеция выполнила обязательства для вступления в НАТО, заявил Столтенберг
04.06.2023
SpaceX отправила на орбиту еще 22 спутника
04.06.2023
"Аэрофлот" запустил прямой маршрут между Петербургом и городами Дальнего Востока
04.06.2023
Петербуржцев предупредили об усилении ветра до 15 м/с 5 июня
04.06.2023
На "Газпром Арене" запустили 60 тысяч шаров в честь окончания чемпионского сезона "Зенита"
04.06.2023
Часть построек сгоревшей "Невской мануфактуры" разрешили снести
04.06.2023
В Петербурге узаконили еще три пункта перехода границы с электронной визой
04.06.2023
На Октябрьской набережной Петербурга снесли историческую фабрику "Братья Варгунины". Хотя Следственный комитет запретил
04.06.2023
Книги в России подорожали за год 15-20%
04.06.2023
В Суэцком канале сломался нефтяной танкер из российского конвоя. Навигация прервана
04.06.2023
Число погибших при столкновении поездов в Индии превысило 300 человек, пострадавших — 1100
04.06.2023
Икона "Троица" установлена в центре храма Христа Спасителя. Патриарх проводит около нее литургию в честь праздника "Святой Троицы"
04.06.2023
Ночью у "Лахта-центра" подрались десятки рабочих. Похоже, они не поделили бесплатную еду
04.06.2023
Центр Петербурга перекрыт для транспорта из-за старта "ЗаБег.РФ"
04.06.2023
Три китайских космонавта вернулись на Землю
04.06.2023
Новак прибыл в Вену для участия в переговорах ОПЕК+
04.06.2023
В петербургском литературном конкурсе научной фантастики примет участие нейросеть
04.06.2023
Бизнес-туристы Петербурга чаще всего выбирают отели категории "4 звезды"
04.06.2023
В Петербурге обсудят модернизацию мясоперерабатывающих предприятий
03.06.2023
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки