Михаил Бурмистров: "В малом бизнесе мы видим высокий уровень оптимизма"
Новый проспект
Мнения

Михаил Бурмистров: "В малом бизнесе мы видим высокий уровень оптимизма"

Прочитано: 2451

Генеральный директор информационного агентства INFOLine Михаил Бурмистров рассказывает, как восстанавливается сегодня после сложных пандемийных лет малый бизнес в пищевой промышленности. Рост в этом сегменте заметнее, чем в целом по рынку.

2020 год был очень тяжелым для малого бизнеса, потому что традиционная торговля сильно пострадала, и мы видим, что доля малого бизнеса в структуре оборота пищевой промышленности снизилась до исторического минимума. Не самым простым был и 2021-й: сказалось сокращение традиционных каналов продаж.

Но в 2022 году мы увидели ряд позитивных трендов, среди которых и поворот крупных ретейлеров к более активному взаимодействию с малым бизнесом, с локальными производителями, и развитие онлайн-продаж, которые сейчас являются огромной возможностью для малого и среднего бизнеса.

И в результате мы видим, что доля малого бизнеса восстанавливается: в 2022 году этот бизнес рос существенно быстрее, чем рынок в целом, и тренд этот, конечно, очень позитивный.

Продажи малого бизнеса в пищевой промышленности в денежном выражении росли в 2 раза быстрее инфляции: рост составил более 40%. А главное, что очень отрадно, мы видим среди предпринимателей высокий уровень оптимизма в отношении перспектив на 2023 год и по поводу развития каналов продаж, и по поводу вывода на рынок новых инновационных продуктов.


Внедрение инноваций

В пищевой промышленности есть целый ряд отраслей, где у малого бизнеса есть наибольшие возможности развития. В первую очередь это те сегменты, которые характеризуются высоким уровнем локальных поставщиков, например молочная, мясная отрасли, переработка овощей и фруктов. И, конечно, есть более сложные для малого бизнеса сегменты, где эффективнее федеральные поставки.

Мясная отрасль сейчас имеет хороший потенциал для развития малого и среднего бизнеса в связи с ускорением процесса импортозамещения и локализации, хотя снижение доходов оказывает, к сожалению, серьезное давление на потребителя.

Тем не менее в структуре рынка мясной продукции РФ 8,5 тыс. организаций малого бизнеса занимают 23% в денежном выражении. В целом рынок мясной продукции за 6 лет (2017-2022 гг.) вырос в денежном выражении на 66,5%, при этом в 2022 году рост составил 12,7%.

Особенностью этого рынка является то, что его крупнейшие игроки — это российские вертикально интегрированные агрохолдинги с собственными перерабатывающими мощностями. Топ-10 лидеров, таких как «Черкизово», «Русагро», «Агро-Белогорье», «Мираторг», «Талина», «Агропромкомплектация» и др., занимают 21% рынка, их общая выручка составляет 322 млрд рублей без НДС, динамика выручки — плюс 19%.

В этой ситуации мы видим, что малый бизнес демонстрирует высокую эффективность с точки зрения внедрения инноваций. Здесь и инновационные импортозамещающие продукты, например линейка мясных деликатесов бренда Almak, и интересные проекты, соответствующие общемировым трендам, например продукты из растительного белка (доля таких продуктов растет, они очень востребованы и потребителями, и ретейлерами).


Обновление сырной корзины

Очень большое количество предприятий малого бизнеса сосредоточено в молочной отрасли — 11%. За 6 лет (2017-2022 гг.) молочная отрасль выросла в денежном выражении на 72%, рост в 2022 году составил 23%.

Это, конечно, сложная отрасль с точки зрения высокой доли международных игроков, фокусирующихся на инновационных продуктах с высокой рентабельностью. Топ-10 лидеров, таких как Pepsico, Danone, Hochland, Ehrmann и др., занимают 28% рынка, их общая выручка без НДС составляет 354 млрд рублей, динамика выручки — плюс 10%.

Но при этом мы видим, насколько сильным был рост локального бизнеса в 2022 году. В первую очередь это, конечно, произошло в категории сыров, где наблюдается огромное количество интереснейших новинок, которые завершают длительный процесс, начавшийся еще в 2015 году, и сегодня можно констатировать, что на российском рынке представлены все необходимые даже самому взыскательному гурману наборы и виды сыров и сырной продукции.


Акцент на здоровом питании

В хлебопекарной и кондитерской отрасли малый бизнес занимает 21%. В денежном выражении за 6 лет (2017-2022 гг.) эта отрасль выросла на 66,7%, в 2022 году рост составил 20,6%.

Не зря говорят, что хлеб — всему голова, и несмотря на то, что для этой отрасли сформировались очень серьезные вызовы в связи с увеличением потребления продукции, выпекающейся непосредственно в местах продаж, мы видим, насколько локальным потребителем любима продукция местных хлебозаводов, которая зачастую отвечает лучшим стандартам еще советского времени.

Особенностью данной отрасли является низкий уровень консолидации, множество сильных локальных брендов и та самая переориентация потребителей на выпечку в местах продаж. Доля рынка, занимаемая топ-10 лидеров (булочно-кондитерский комбинат «Коломенское», «Смак», «Хлебный дом», «Черёмушки» и др.), составляет 11%, общая выручка без НДС — 75,3 млрд рублей, динамика выручки — плюс 18%.

Мы видим, насколько потребители сегодня думают о здоровом питании и как много выпускается снеков для детского и здорового питания, линеек хлеба без добавления дрожжей, с овощными добавками. Всё это есть в ассортименте представителей малого и среднего бизнеса и на полках крупнейших сетей.

Всё, что сейчас делают поставщики и поддерживают ретейлеры, в результате способствует улучшению качества жизни наших потребителей.

По материалам Первой федеральной конференции партнеров в сфере малого предпринимательства «Малому бизнесу — большую полку!», организованной X5 Group


Малый бизнес статистика
Другие статьи автора Читайте также по теме
Директор по развитию партнерской сети сервиса бронирования жилья «Суточно.ру» Людмила Лаврентьева рассказала, какие направления выбирали туристы в 2023 году, как перераспределился спрос внутри России и каких гостей ждут российские гостиницы в этом сезоне.
В каких отраслях экономики России самый острый кадровый дефицит, в чём проблема производств, куда не хочет идти молодежь, и как ее решить, рассказывает Ирина Мухина, старший научный сотрудник Центра развития профессиональных квалификаций ВНИИ труда Минтруда России.
14 февраля — День всех влюбленных — в последние годы упорно пытаются отменить на государственном уровне как чуждый российским традициям праздник. Однако это не мешает влюбленным дарить друг другу подарки и устраивать романтические вечера, а бизнесу — зарабатывать на этой романтике.

В Петербурге известного театроведа оштрафовали за дискредитацию ВС РФ
23.04.2024
Минэкономразвития прогнозирует дальнейшее ослабление рубля в ближайшие годы
23.04.2024
Спрос на квартиры в петербургских новостройках с начала года вырос в три раза
23.04.2024
Штрафы за неуведомление об открытии бизнеса собираются удвоить
23.04.2024
Доля иностранных собственников торговых центров в Петербурге может в ближайшее время сократиться до 9%
23.04.2024
В Петербурге разработали стандарт транспортного обслуживания
23.04.2024
Участники группы "Би-2" подали документы на молдавское гражданство
23.04.2024
В Минэкономразвития улучшили прогноз роста российской экономики
23.04.2024
В России появился центр проверки книг на предмет изъятия из продажи
23.04.2024
Шествие "Бессмертного полка" в этом году снова отменяют
23.04.2024
Setl Group строит поликлинику и врачебные кабинеты в новых ЖК Петербурга
23.04.2024
ОСК снова меняет гендиректора "Балтийского завода"
23.04.2024
ГК "Запстрой" создала бренд LAR Development для строительства недвижимости бизнес-класса
23.04.2024
В Финляндии закрывается музей Ленина
23.04.2024
В Петербурге сократился объем ввода новых складских комплексов
23.04.2024
С начала года спрос на первичном загородном рынке Петербурга и Ленобласти вырос в 1,6 раза
23.04.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки