Михаил Бурмистров: "В малом бизнесе мы видим высокий уровень оптимизма"

Генеральный директор информационного агентства INFOLine Михаил Бурмистров рассказывает, как восстанавливается сегодня после сложных пандемийных лет малый бизнес в пищевой промышленности. Рост в этом сегменте заметнее, чем в целом по рынку.

2020 год был очень тяжелым для малого бизнеса, потому что традиционная торговля сильно пострадала, и мы видим, что доля малого бизнеса в структуре оборота пищевой промышленности снизилась до исторического минимума. Не самым простым был и 2021-й: сказалось сокращение традиционных каналов продаж.

Но в 2022 году мы увидели ряд позитивных трендов, среди которых и поворот крупных ретейлеров к более активному взаимодействию с малым бизнесом, с локальными производителями, и развитие онлайн-продаж, которые сейчас являются огромной возможностью для малого и среднего бизнеса.

И в результате мы видим, что доля малого бизнеса восстанавливается: в 2022 году этот бизнес рос существенно быстрее, чем рынок в целом, и тренд этот, конечно, очень позитивный.

Продажи малого бизнеса в пищевой промышленности в денежном выражении росли в 2 раза быстрее инфляции: рост составил более 40%. А главное, что очень отрадно, мы видим среди предпринимателей высокий уровень оптимизма в отношении перспектив на 2023 год и по поводу развития каналов продаж, и по поводу вывода на рынок новых инновационных продуктов.

Внедрение инноваций

В пищевой промышленности есть целый ряд отраслей, где у малого бизнеса есть наибольшие возможности развития. В первую очередь это те сегменты, которые характеризуются высоким уровнем локальных поставщиков, например молочная, мясная отрасли, переработка овощей и фруктов. И, конечно, есть более сложные для малого бизнеса сегменты, где эффективнее федеральные поставки.

Мясная отрасль сейчас имеет хороший потенциал для развития малого и среднего бизнеса в связи с ускорением процесса импортозамещения и локализации, хотя снижение доходов оказывает, к сожалению, серьезное давление на потребителя.

Тем не менее в структуре рынка мясной продукции РФ 8,5 тыс. организаций малого бизнеса занимают 23% в денежном выражении. В целом рынок мясной продукции за 6 лет (2017-2022 гг.) вырос в денежном выражении на 66,5%, при этом в 2022 году рост составил 12,7%.

Особенностью этого рынка является то, что его крупнейшие игроки — это российские вертикально интегрированные агрохолдинги с собственными перерабатывающими мощностями. Топ-10 лидеров, таких как «Черкизово», «Русагро», «Агро-Белогорье», «Мираторг», «Талина», «Агропромкомплектация» и др., занимают 21% рынка, их общая выручка составляет 322 млрд рублей без НДС, динамика выручки — плюс 19%.

В этой ситуации мы видим, что малый бизнес демонстрирует высокую эффективность с точки зрения внедрения инноваций. Здесь и инновационные импортозамещающие продукты, например линейка мясных деликатесов бренда Almak, и интересные проекты, соответствующие общемировым трендам, например продукты из растительного белка (доля таких продуктов растет, они очень востребованы и потребителями, и ретейлерами).

Обновление сырной корзины

Очень большое количество предприятий малого бизнеса сосредоточено в молочной отрасли — 11%. За 6 лет (2017-2022 гг.) молочная отрасль выросла в денежном выражении на 72%, рост в 2022 году составил 23%.

Это, конечно, сложная отрасль с точки зрения высокой доли международных игроков, фокусирующихся на инновационных продуктах с высокой рентабельностью. Топ-10 лидеров, таких как Pepsico, Danone, Hochland, Ehrmann и др., занимают 28% рынка, их общая выручка без НДС составляет 354 млрд рублей, динамика выручки — плюс 10%.

Но при этом мы видим, насколько сильным был рост локального бизнеса в 2022 году. В первую очередь это, конечно, произошло в категории сыров, где наблюдается огромное количество интереснейших новинок, которые завершают длительный процесс, начавшийся еще в 2015 году, и сегодня можно констатировать, что на российском рынке представлены все необходимые даже самому взыскательному гурману наборы и виды сыров и сырной продукции.

Акцент на здоровом питании

В хлебопекарной и кондитерской отрасли малый бизнес занимает 21%. В денежном выражении за 6 лет (2017-2022 гг.) эта отрасль выросла на 66,7%, в 2022 году рост составил 20,6%.

Не зря говорят, что хлеб — всему голова, и несмотря на то, что для этой отрасли сформировались очень серьезные вызовы в связи с увеличением потребления продукции, выпекающейся непосредственно в местах продаж, мы видим, насколько локальным потребителем любима продукция местных хлебозаводов, которая зачастую отвечает лучшим стандартам еще советского времени.

Особенностью данной отрасли является низкий уровень консолидации, множество сильных локальных брендов и та самая переориентация потребителей на выпечку в местах продаж. Доля рынка, занимаемая топ-10 лидеров (булочно-кондитерский комбинат «Коломенское», «Смак», «Хлебный дом», «Черёмушки» и др.), составляет 11%, общая выручка без НДС — 75,3 млрд рублей, динамика выручки — плюс 18%.

Мы видим, насколько потребители сегодня думают о здоровом питании и как много выпускается снеков для детского и здорового питания, линеек хлеба без добавления дрожжей, с овощными добавками. Всё это есть в ассортименте представителей малого и среднего бизнеса и на полках крупнейших сетей.

Всё, что сейчас делают поставщики и поддерживают ретейлеры, в результате способствует улучшению качества жизни наших потребителей.

По материалам Первой федеральной конференции партнеров в сфере малого предпринимательства «Малому бизнесу — большую полку!», организованной X5 Group


Актуально сегодня