Между авиакомпанией «Россия» и аэропортом Пулково пролетела птица
Поделитесь публикацией!

Между авиакомпанией «Россия» и аэропортом Пулково пролетела птица

Между авиакомпанией «Россия» и аэропортом Пулково пролетела птица

Не прошло и недели с момента героической посадки Airbus 321 «Уральских авиалиний» в аэропорту Жуковский, как в Пулково возник конфликт между ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» (ООО «ВВСС», управляет аэропортом) и крупнейшим перевозчиком — авиакомпанией «Россия».

С 1 августа 2019 года управляющая компания ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» (ООО «ВВСС») ввела предоплату для всех российских авиакомпаний. Для крупнейшего перевозчика, работающего в аэропорту, авиакомпании «Россия», это обернулось необходимостью оплатить авансом 123 млн рублей за первую декаду августа. Перевозчик настаивает на варианте оплаты по факту оказания услуг.

ООО «ВВСС» обосновывает введение авансовых платежей «минимизацией обоюдных коммерческих рисков» (такая формулировка содержится в ответе управляющей компании на запрос «Нового проспекта»). Вместе с тем, наше небольшое расследование показало, что отношения аэропорта и авиаперевозчика испортились еще раньше. И это стало причиной другого  судебного процесса, который предшествовал нынешнему скандалу.

В середине июля в Арбитражном суде  Северо-Западного округа закончилось рассмотрение дела Ф07-8124/2019 между истцом — АО «Авиакомпания «Россия» и ответчиком — ООО «ВВСС». Авиакомпания подала в суд за ненадлежащее орнитологическое обеспечение на взлетно-посадочной полосе рейса SDM 6345, из-за чего 9 ноября 2017 года самолёт, вылетавший в Мурманск, на этапе разбега столкнулся со стаей птиц и был вынужден прервать полёт, применив экстренное торможение.

Дело рассматривалось с января 2019 года. Сначала арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области авиакомпании отказал. Затем 13-й арбитражный апелляционный суд в апреле этого года оставил решение без изменений. И лишь 16 июля решения предыдущих инстанций были отменены в кассации. Арбитражным судом Северо-Западного округа было принято решение иск авиакомпании удовлетворить.

Сумма иска была небольшая (по сравнению с размерами авансового платежа, который требует с авиакомпании ООО «ВВСС») — 109 831 рублей против 123 миллионов. Однако кассационная инстанции посчитала что нарушения, допущенные аэропортом, достаточно серьезны, чтобы иск был удовлетворён.

По мнению Арбитражного суда Северо-Западного округа, который ссылается на многочисленные статьи ГК РФ и приказы Минтранса России, а также на Руководство по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации, на аэродромах должны приниматься все возможные меры по предотвращению столкновений воздушных судов с птицами, что «очевидно не было сделано и послужило причиной произошедшего инцидента». Таким образом, с  ООО «ВВСС» решением суда было взыскано около 120 000 рублей вместе с судебными расходами.

Как стало известно «Новому проспекту», сейчас между ООО «ВВСС» и авиакомпанией, которая перевезла через Пулково 5,3 миллиона пассажиров за прошлый год, ведутся активные переговоры по ситуации, связанной с нововведением от 1 августа 2019. При этом вышеупомянутые вопросы обеспечения авиационной безопасности, похоже, не последний аргумент авиакомпании в этом споре. Как рассказал Новому проспекту источник в авиакомпании «Россия», авария, послужившая причиной подачи иска — далеко не единственный случай, когда самолеты «России» сталкивались с птицами на взлетно-посадочных полосах Пулково. Сразу после ЧП в Жуковском авиакомпания отправила в аэропорт письмо с просьбой принять дополнительные меры по обеспечению орнитологической безопасности полетов.

К сожалению, в ООО «ВВСС» не смогли подтвердить получение письма, сообщив, что «вернутся с ответом в понедельник». Зато уточнили, что вариант оплаты по факту оказания услуг может быть рассмотрен «при одновременном выполнении» перевозчиком следующих показателей:

— не менее 480 000 перевезенных пассажиров в аэропорту Пулково за предыдущий календарный год;

— рост пассажиропотока в аэропорту Пулково должен составлять не менее 10% в год.

Если «Россия», которая перевозит через Пулково 5 млн пассажиров в год, сумеет выполнить второй пункт требования, для аэропорта это означает дополнительную нагрузку в полмиллиона пассажиров. Вопрос, готов ли аэропорт к такому приросту.

Справка «Нового проспекта»:

ООО «ВВСС» и нынешняя авиакомпания «Россия» появились в результате расчленения в ФГУАП «Пулково» в 2004-м году. Тогда ГТК Россия занималась в основном перевозками президентскими перевозками, а в ФГУАП «Пулково» являлось крупнейшим в северо-западном регионе авиапредприятием, объединяя и авиакомпанию, и аэропорт. Парк Пулково на тот момент насчитывал 24 самолёта ТУ-154, восемь самолётов ИЛ-86, 11 самолётов ТУ-134. ГТК «Россия» базировалась во Внуково и терпела убытки. К началу осени 2003 года называлась сумма в  900 миллионов, к началу 2004 года — от 60 до 70 миллионов долларов. Убыточность ГТК «России» как раз и планировали закрыть за счёт слияния с Пулково.

В феврале 2004 года был подписан указ президента об объединении двух авиакомпаний, за несколько месяцев до этого началось разделение ФГУАП «Пулково», а его бессменный за 40 лет руководитель Борис Демченко, который протестовал против разделения, был уволен. И на его место пришел Александр Головин. После того как страсти утряслись ОАО «Аэропорт «Пулково», передали в управление аэропортом вместе с операционной деятельностью ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» (ООО «ВВСС»).

Среди акционеров  ООО «ВВСС» существенные доли принадлежат иностранным компаниям — в том числе немецкой Fraport, управляющий международным аэропортом во Франкфурте и владеющей компаниями, управляющими германскими и международными аэропортами в Перу, Турции, Австралии. В ООО «ВВСС» подтвердили, что на текущий момент Fraport принадлежит 25% ООО, однако ушли от ответа на вопрос, принадлежит ли Fraport  инициатива введения предоплаты.

Возврат к списку