Маркировка молока вылилась в коллапс производства
Новый проспект
Мнения

Маркировка молока вылилась в коллапс производства

Прочитано: 111

С 1 сентября все производители и продавцы молока и молочной продукции обязаны перейти на электронный документооборот. Это второй этап перехода к цифровой маркировке, которая должна обеспечить прозрачность всей молочной цепочки «от коровы до полки магазина». Однако вместо стройной системы контроля пока на рынке наблюдается форменный коллапс, говорит коммерческий директор ООО «Пискаревский молзавод» Георгий Житмарев.

1 сентября стартовал новый этап маркировки молочной продукции, который предполагает переход всех участников рынка на электронный документооборот (ЭДО). Уже можно отметить, что производители молочной продукции к работе по новым правилам в целом готовы, а торговля — частично. Вся сетевая розница уже подготовилась, несетевая — примерно на 50%.

Фактически с начала осени у нас появилось два нововведения: передача данных о продукции через ЭДО и вывод маркированной продукции на кассах. Все молочники были уверены, что проблемы возникнут с выводом товара из оборота на кассах, поскольку до этого мы занималась только вводом продукции в оборот.

Однако по факту гораздо больше проблем возникло с передачей данных о товарах с помощью ЭДО. Причина здесь следующая. Налоговый кодекс предусматривает, что ведение электронного документооборота — дело добровольное. При этом счет-фактура за товар может передаваться участниками рынка в течение 5 дней. Введенные правила маркировки противоречат действующему федеральному законодательству, поскольку делают ЭДО обязательным для всех маркированных товаров. Кроме того, согласно новым требованиям маркировки, срок передачи документов сокращен с 5 дней до 3, но при этом товар нельзя поставить на полку до подписания универсального передаточного документа (УПД), который объединяет счет-фактуру и товарную накладную. То есть фактически срок обмена документами сокращен с 5 дней до нуля, ведь товар нельзя выставить на полку до подписания УПД обеими сторонами. Вот и получается, что продукция приходит в магазин раньше, чем туда попадают УПД.

Организацией введения нового этапа маркировки занимались Минпромторг и Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). И мы на всех совещаниях говорили о том, что проблемы будут и что нужно искать их решение. Теперь очевидно, что сначала нужно было дождаться, когда торговля научится отправлять и передавать электронный УПД, и только потом обязать молочников заниматься электронным документооборотом.

Надо было продумать, что делать торговле и производителям в случае аварийного режима, например когда отключают интернет.

А коллапс, конечно же, случился: провайдеры зависают, и все проблемы участники процесса решают самостоятельно. В итоге мы видим, что торговля массово задерживает прием или возвращает товары производителям молочной продукции, потому что не может вести ее учет. Надо признать, что система, которая должна обеспечить работу нового этапа маркировки, нежизнеспособна, она парализует деятельность молочных предприятий. Мне кажется, сейчас вопрос о том, как преодолеть этот коллапс, должен решить Минпромторг.

Из-за текущих проблем нам сейчас приходится сокращать выпуск продукции (в некоторые дни до 10%), что в перспективе может привести к сокращению приемки молока. Видимо, нам придется это сделать, если проблемы будут носить хронический характер. Не могу говорить за других участников рынка, но полагаю, что у них ровно те же проблемы: они одинаковы, когда нарушается работа провайдеров.

Причем в больших городах, где сетевая торговля развита и текущие проблемы в целом решает, ситуация гораздо лучше, чем в регионах, где в основном работает несетевая розница. Там проблем и больше, и сами магазины в меньшей степени подготовились для работы в новых условиях.

Молочники ждут эффективных действий Минпромторга и ЦРПТ, которые позволят преодолеть сложившуюся кризисную ситуацию.

справка нового проспекта

Справка «Нового проспекта»:

Цифровая маркировка молочной продукции введена в России с 2021 года. С 1 июня прошлого года она стала обязательной для сыров и мороженого, с 1 сентября — для продукции со сроком годности более 40 суток, с 1 декабря — для товаров с периодом хранения 40 дней и менее.


молочная промышленность молоко торговля маркировка
Другие статьи автора Читайте также по теме
Предприниматель Антон Георгиев в соцсетях объявил о запуске новой торговой сети «ГОСТ». Первые 20 магазинов будут открыты уже в 2023 году. Сеть будет торговать только отечественными продуктами, изготовленными по ГОСТу.
В последнее время производители всё чаще занимаются продажей своих товаров потребителям напрямую: без чужих магазинов, маркетплейсов и других посредников. Почему они это делают и какие перспективы у модели d2c в нашей стране, разбирался «Новый проспект».
Французский ретейлер «Леруа Мерлен» решил открыть еще один распределительный центр в Петербурге. Компания арендовала около 17 тыс. м2 в комплексе «АКМ Лоджистикс». Сеть планирует развитие на фоне массового исхода из России своих иностранных конкурентов.

В российских аэропортах появился фильтр на выезд из России
26.09.2022
Великобритания снова расширила санкционные списки российских граждан и компаний
26.09.2022
Путин приостановил действие соглашения с Латвией об избежании двойного налогообложения
26.09.2022
В Казахстан в этом году уехали более 260 тысяч россиян
26.09.2022
Напавший на школу в Ижевске оказался пациентом ПНД
26.09.2022
Песков ничего не знает о возможном введении запрета на выезд из России
26.09.2022
Турция не признает включение Донбасса, Херсона и Запорожской области в состав РФ
26.09.2022
Количество жертв "ижевского стрелка" выросло до 13
26.09.2022
Минцифры разъяснило, как IT-специалисты должны получать отсрочку
26.09.2022
В Ижевске в школе неизвестный открыл стрельбу и покончил с собой, оставив шесть жертв
26.09.2022
Евгений Пригожин впервые признался в основании ЧВК "Вагнер"
26.09.2022
Салливан: Москву предупредили о последствиях применения ядерного оружия
25.09.2022
Умерла художник-концептуалист Елена Елагина
25.09.2022
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки