Маркировка молока вылилась в коллапс производства

07 Сентября 2022

С 1 сентября все производители и продавцы молока и молочной продукции обязаны перейти на электронный документооборот. Это второй этап перехода к цифровой маркировке, которая должна обеспечить прозрачность всей молочной цепочки «от коровы до полки магазина». Однако вместо стройной системы контроля пока на рынке наблюдается форменный коллапс, говорит коммерческий директор ООО «Пискаревский молзавод» Георгий Житмарев.

1 сентября стартовал новый этап маркировки молочной продукции, который предполагает переход всех участников рынка на электронный документооборот (ЭДО). Уже можно отметить, что производители молочной продукции к работе по новым правилам в целом готовы, а торговля — частично. Вся сетевая розница уже подготовилась, несетевая — примерно на 50%.

Фактически с начала осени у нас появилось два нововведения: передача данных о продукции через ЭДО и вывод маркированной продукции на кассах. Все молочники были уверены, что проблемы возникнут с выводом товара из оборота на кассах, поскольку до этого мы занималась только вводом продукции в оборот.

Однако по факту гораздо больше проблем возникло с передачей данных о товарах с помощью ЭДО. Причина здесь следующая. Налоговый кодекс предусматривает, что ведение электронного документооборота — дело добровольное. При этом счет-фактура за товар может передаваться участниками рынка в течение 5 дней. Введенные правила маркировки противоречат действующему федеральному законодательству, поскольку делают ЭДО обязательным для всех маркированных товаров. Кроме того, согласно новым требованиям маркировки, срок передачи документов сокращен с 5 дней до 3, но при этом товар нельзя поставить на полку до подписания универсального передаточного документа (УПД), который объединяет счет-фактуру и товарную накладную. То есть фактически срок обмена документами сокращен с 5 дней до нуля, ведь товар нельзя выставить на полку до подписания УПД обеими сторонами. Вот и получается, что продукция приходит в магазин раньше, чем туда попадают УПД.

Организацией введения нового этапа маркировки занимались Минпромторг и Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). И мы на всех совещаниях говорили о том, что проблемы будут и что нужно искать их решение. Теперь очевидно, что сначала нужно было дождаться, когда торговля научится отправлять и передавать электронный УПД, и только потом обязать молочников заниматься электронным документооборотом.

Надо было продумать, что делать торговле и производителям в случае аварийного режима, например когда отключают интернет.

А коллапс, конечно же, случился: провайдеры зависают, и все проблемы участники процесса решают самостоятельно. В итоге мы видим, что торговля массово задерживает прием или возвращает товары производителям молочной продукции, потому что не может вести ее учет. Надо признать, что система, которая должна обеспечить работу нового этапа маркировки, нежизнеспособна, она парализует деятельность молочных предприятий. Мне кажется, сейчас вопрос о том, как преодолеть этот коллапс, должен решить Минпромторг.

Из-за текущих проблем нам сейчас приходится сокращать выпуск продукции (в некоторые дни до 10%), что в перспективе может привести к сокращению приемки молока. Видимо, нам придется это сделать, если проблемы будут носить хронический характер. Не могу говорить за других участников рынка, но полагаю, что у них ровно те же проблемы: они одинаковы, когда нарушается работа провайдеров.

Причем в больших городах, где сетевая торговля развита и текущие проблемы в целом решает, ситуация гораздо лучше, чем в регионах, где в основном работает несетевая розница. Там проблем и больше, и сами магазины в меньшей степени подготовились для работы в новых условиях.

Молочники ждут эффективных действий Минпромторга и ЦРПТ, которые позволят преодолеть сложившуюся кризисную ситуацию.

СПРАВКА НОВОГО ПРОСПЕКТА
?

Справка «Нового проспекта»:

Цифровая маркировка молочной продукции введена в России с 2021 года. С 1 июня прошлого года она стала обязательной для сыров и мороженого, с 1 сентября — для продукции со сроком годности более 40 суток, с 1 декабря — для товаров с периодом хранения 40 дней и менее.

Актуально сегодня