Мария Милющенко: "Государство перекладывает налоговое бремя на исполнителей гособоронзаказа"
Фото: КМЗ
Мария Милющенко, финансовый директор Кингисеппского машиностроительного завода, рассказала, что нужно сделать на уровне законодательства, чтобы участие в гособоронзаказе для предприятий стало более эффективным и менее рискованным.
Последние полтора года мы видим тенденцию, когда авансирование контрактов гособоронзаказа (ГОЗ) снижается. В прошлом году государство увеличило авансирование такой работы до 80-90% от стоимости заказа, но теперь авансы снижаются. Формально это нигде не зафиксировано, и размер авансирования зависит от самого заказа — финансирование утверждается законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, но тенденция прослеживается.
Вместе с этим мы видим, что окончательные расчеты по таким контрактам предполагают большую отсрочку по времени. Она иногда достигает 90-100 дней и даже более.
Основной исполнитель контракта переносит эти условия финансирования на своих исполнителей в кооперации. Причем обычно он делает эти условия более выгодными для себя, чем для субподрядчиков.
При этом, в соответствии с федеральным законодательством, ГОЗ не может быть убыточным. Рентабельность контракта устанавливается в рамках каждого заказа, то есть исполнитель свою прибыль получит.
И тут мы сталкиваемся с такой проблемой, как схема уплаты налогов при исполнении ГОЗ. Ведь исполнители обязаны оплатить в бюджет НДС и налог на прибыль по факту реализации товаров независимо от отсутствия окончательного расчета по ГОЗ.
НДС необходимо начислить в налоговый отчетный период, когда получено авансирование, когда произошла отгрузка товара или при переходе права собственности без факта отгрузки и транспортировки. А налог на прибыль обычно уплачивается, когда состоялась приемка выполненных работ.
Получается, что действующая схема уплаты налога на прибыль и НДС означает возникновение финансовых рисков для подрядчиков при исполнении заказа.
Закономерно возникает вопрос: почему, не получая своевременно денег от государства, исполнители должны пополнять бюджет с помощью налогов? Ведь фактически государство перекладывает на них налоговое бремя, которое они должны обеспечить собственными средствами. Было бы справедливо рассмотреть возможность кассового метода начисления этих видов налогов.
Поясню: по головным контрактам государство платит своевременно (несвоевременно обычно платят участники кооперации ниже в цепочке производства). Проблема заключается не в оперативности расчета, а в том, что отсрочка может составить 3 месяца и более. Дело в том, что с момента реализации до момента расчета необходимо выполнить еще ряд действий, например приемку, доставку, пусконаладку, входной контроль заказчика и др.
То есть НДС и налог на прибыль в бюджет нужно уплатить по графику, а деньги за ГОЗ из того же самого бюджета исполнитель обычно ждет довольно долго.
Для оптимизации денежного потока в рамках исполнения ГОЗ можно использовать некоторые новые инструменты, например инвестиционные налоговые кредиты. Головной исполнитель того или иного ГОЗ может воспользоваться таким кредитом. Средства, полученные таким образом, распространяются на уплату в том числе налога на прибыль и некоторых региональных налогов, но, к сожалению, не распространяется на самый существенный по объему налог — НДС. Тем не менее этот механизм может быть достаточно эффективным для пополнения оборотных средств, других целей и выполнения гособоронзаказа.
Мнение озвучено в рамках конференции «Правовые и экономические аспекты работы в рамках государственного оборонного заказа», организованной производственным холдингом «Кингисеппский машиностроительный завод» при поддержке Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты