Марина Петрова: "Сегодня люди развлекаются с помощью еды"
Новый проспект
Мнения

Марина Петрова: "Сегодня люди развлекаются с помощью еды"

Прочитано: 5979

Марина Петрова, заместитель председателя Комитета МТПП по развитию предпринимательства в АПК и генеральный директор Petrova 5 Consulting, рассказала, на покупателя какого возраста стоит ориентироваться производителям молочной продукции, почему еда стала социальной историей и есть ли будущее у СТМ.

В молочной промышленности наметился целый комплекс противоположных трендов в потреблении. С одной стороны, люди экономят, выбирают продукты подешевле, поскольку реальные доходы сокращаются, и россияне более внимательно относятся к своей структуре потребления.

С другой стороны, шопинг сейчас переходит в разряд покупки не только условной кофточки, но и продуктов питания. Еда — это такая социальная история, где тебя никто не отругает, если ты позволишь себе лишний кусочек вкусного. Фактически люди развлекаются с помощью еды, и тут действует следующий тренд: куплю себе что-то очень хорошее, дорогое, но немного. По некоторым оценкам, к категории граждан, которые покупают себе дорогие продукты, деликатесы, относится 20% от общего количества покупателей. Это нужно учитывать, поскольку возникает другая частота покупок.

Другой тренд — это развитие СТМ и локальных брендов. Производители часто говорят, что с СТМ конкурировать сложно: их доля составляет уже 25% от общего объема молочных продуктов. И тут компании выбирают, как развиваться: вкладывать все-таки в собственной бренд и иметь возможность больше зарабатывать или выбрать работу в сегменте СТМ, что предполагает экономию затрат на всю оставшуюся жизнь. И мы знаем, чем чаще всего заканчивается такой путь: как правило, сделками M&A.

Одновременно растет спрос и на базовые молочные продукты, и на новые вкусы и упаковку (это уже высокомаржинальные продукты). Хотя примерно полтора года назад производители говорили, что сейчас мы вернемся в 90-е, и будет спрос только на классическую продукцию: сметану, молоко, кефир, творог. Но мы видим, что новинки тоже пользуются популярностью. Конечно, вывод новой продукции на рынок связан с рисками, но шанс получить профит всегда есть, поскольку непонятно, как будет реагировать потребитель на новое в условиях затяжного кризиса.

А кризис очевиден. И если сравнить нынешнюю ситуацию, например, с событиями 1998 года, то тогда было резкое падение экономики и потребления, а затем постепенное восстановление. А на данный момент мы не достигли дна. То есть текущий кризис можно назвать более затяжным, и потребитель может вести себя сейчас по-другому.

К противоположным тенденциям относится популярность больших семейных форматов, а также мини-форматов. С семейными форматами всё понятно: их развитие стимулирует желание людей купить товар по более выгодной цене. Что касается мини-форматов, то они популярны не только из-за желания потребителя сэкономить. Покупателю сейчас очень удобна небольшая порция любимого вкусного продукта. Так ему проще контролировать объем и калорийность понравившегося лакомства.

Также производители часто размышляют, на какого покупателя лучше ориентироваться в развитии: на молодежь или на старшее поколение. Вроде бы рождаемость у нас не увеличивается. Но граждан, родившихся после 90-х годов, всё больше — уже около 50 млн человек. И с этим сложно не считаться. Они уже другие, к ним нужны другие подходы.

Так что при выборе стратегии нет правильных или неправильных ответов на вопросы. Для успеха важно понимать, на чём компания специализируется и что у нее лучше всего получается. И нужно помнить, что перечисленные разнонаправленные тренды будут действовать, наверное, еще длительное время.

Мнение озвучено на конференции «Трансформация молочной отрасли. Тренды, определяющие будущее» в рамках XXXII Международной осенней выставки продуктов питания WorldFood Moscow.


молоко продукты питания
Читайте также по теме
В Петербурге появился новый сервис доставки готовой еды — «Додома». Бизнес запустил Дмитрий Улаев, которого СМИ называют братом владельца продовольственного ретейлера «Вкустер» Валерия Улаева. В группу также входят сети «Цветовик» и «Фантазия», а также несколько ресторанных проектов.
Свинина резко набирает популярность у потребителей на фоне подорожания мяса птицы. Спрос поддерживают рост объемов производства свинины и повышение доходов бюджетников.
Антимонопольная служба проверит ценообразование на куриные яйца в российских торговых сетях. Ретейлеры и производители обвиняют друг друга в росте цен, а потребитель ждет, что рост цен на яйца остановится.

Доверительным управляющим компании "Конкорд" стал Павел Пригожин
04.12.2023
В Петербурге запустили горячую линию по качеству детских товаров к Новому году
04.12.2023
В Петербурге разворачивают дополнительные койки для больных COVID-19
04.12.2023
Петербург занял 23-ю строчку в рейтинге свободных от вредных привычек регионов
04.12.2023
За минувшую неделю с улиц Петербурга вывезли 220 тыс. м3 снега
04.12.2023
Путин заявил, что четверть населения России занимается волонтерством
04.12.2023
Валентина Матвиенко: "Государство точно не пойдет по пути запрета абортов"
04.12.2023
Петербургская компания Melon Fashion Group отсудил товарный знак у бренда Zolla
04.12.2023
Ученики петербургского лицея получили четыре медали в Китайской национальной олимпиаде по математике
04.12.2023
Владимир Машков сменил Александра Калягина на посту главы Союза театральных деятелей РФ
04.12.2023
"Адмиралтейские верфи" отправили в простой часть персонала до конца декабря
04.12.2023
В Ленобласти новая уполномоченная по правам ребенка - Татьяна Толстова
04.12.2023
С начала года продажи новых автомобилей в России выросли на 59%. Половина из них - российские
04.12.2023
В Петербурге создан научно-производственный кластер беспилотных технологий
04.12.2023
В Эрмитаже установили "Ёлку мира" с рукодельными игрушками
04.12.2023
Курс биткойна установил рекорд последних полутора лет
04.12.2023
На аукционе в Москве за 50 млн рублей продана картина Айвазовского
04.12.2023
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки