Малый бизнес для бесстрашных и самоуверенных
Новый проспект
Мнения

Малый бизнес для бесстрашных и самоуверенных

Прочитано: 520
Малый бизнес для бесстрашных и самоуверенных

Доктор социологических наук, профессор кафедры теории и истории социологии СПбГУ Дмитрий Иванов рассказал, почему россияне не боятся начинать свое дело в кризис и что тормозит развитие малого бизнеса в стране

Недавно ВЦИОМ и Фонд общественного мнения провели опрос, чтобы выяснить как россияне относятся к малому бизнесу. Оказалось, что соотечественники сочувствуют ему явно больше, чем крупным компаниям и холдингам. Из этого делаем вывод: крупному бизнесу нужно прикидываться малым, небольшим, «бедным», чтобы к нему отнеслись лояльно. Именно так и делают некоторые крупные компании, развиваясь, например, по франшизе. Получается, что франшизу приобретает малый бизнес, и в рамках одного большого бренда действует множество небольших филиалов, которыми управляет единый центр.

Эксперты ВЦИОМ просили респондентов также оценить их собственные перспективы участия в бизнесе. Могу сказать, что меня удивили результаты. Несколько лет назад о собственном деле сообщали только 5–7% россиян, а последний опрос показал, что таких уже около 10%. Это довольно много. Возможно, тут есть некоторая погрешность при подсчетах, потому что, повторюсь, обычно предпринимателями себя называют 4–7% населения.

При этом примерно 25% опрошенных заявили, что готовы в ближайшее время начать свое дело. Далее мы имеем парадокс: параллельно около 70% этих же опрошенных граждан полагают, что время для ведения бизнеса сейчас, мягко говоря, неблагоприятное, но намерение стать бизнесменом из-за этого у россиян не пропадает. Я думаю, этому есть несколько объяснений. Полагаю, часть людей считает, что они лучше других представляют себе, как вести дела, и что их бизнес-идея обязательно «выстрелит». Еще один важный момент: некоторые граждане готовы рискнуть многим, чтобы работать на себя, иметь большую ответственность и даже, возможно, получать меньше денег, чем наемные сотрудники, но быть свободными и иметь именно свое дело даже в нынешнее непростое время.

Есть еще одно интересное наблюдение. В рамках последних опросов респонденты также говорили о том, что мешает развитию малого предпринимательства в стране. Большинство людей склонны винить какие-то внешние обстоятельства, а не свои просчеты и ошибки. Респонденты отмечали, что бизнесу мешают высокие налоги и коррупция. И всего 1% опрошенных заявил, что главная помеха — это отсутствие у предпринимателей знаний и опыта. Добавлю, что очень незначительная часть респондентов сказала, что им нужны обучающие программы для того, чтобы начать свое дело. Большинство граждан полагают, что получение каких-то специальных знаний для ведения бизнеса — это пустая трата денег и времени. Вместе с тем жизнь показывает, что около половины вновь открытых предприятий закрываются примерно через год после начала работы. Думаю, это в большой степени связано с излишней самоуверенностью предпринимателей и недостатком у них специальных знаний.

В заключение хочу отметить, что наши эксперты и наши власти, заявляя о поддержке малых предприятий, имеют в виду технологичный бизнес, но забывают о довольно крупном срезе, состоящем из трех «Ш»: Шаверма, Шиномонтаж и маникюрШа. А это большой сегмент реального бизнеса, оказывающий простые, понятные и всегда востребованные услуги.

Справка «Нового проспекта»:

По данным ГК «БестЪ», оборот предприятий малого бизнеса в России за прошлый год составил 4,9 трлн рублей, это на 2,8% меньше, чем в 2019 году. Число субъектов малого бизнеса в прошлом году превысило 340 тыс. предприятий, их число по сравнению с 2019 годом сократилось на 3,2%. По прогнозам, при сохранении ковидных ограничений на деятельность к концу этого года около 20% малых предприятий может закрыться.

По мотивам выступления на бизнес-завтраке «БестЪ Брекфест»

 

малый бизнес общество
Другие статьи автора Читайте также по теме
Шесть пар кроссовок экс-игрока NBA, звезды баскетбола Майкла Джордана проданы на аукционе. Они обошлись покупателю в рекордные $ 8,032 млн.
04.02.2024
Возрождать старые добрые времена в России в последнее время полюбили, но вот предложение вернуться в золотой век доинтернетовской эпохи методом термоядерного взрыва — это новость.
В жилом районе «А101 Всеволожск» появится новое гастрономическое пространство PROеду. Его разместят на основном променаде строящегося объекта.
13.09.2023

Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки