Малый бизнес для бесстрашных и самоуверенных

29 Апреля 2021

Доктор социологических наук, профессор кафедры теории и истории социологии СПбГУ Дмитрий Иванов рассказал, почему россияне не боятся начинать свое дело в кризис и что тормозит развитие малого бизнеса в стране

Недавно ВЦИОМ и Фонд общественного мнения провели опрос, чтобы выяснить как россияне относятся к малому бизнесу. Оказалось, что соотечественники сочувствуют ему явно больше, чем крупным компаниям и холдингам. Из этого делаем вывод: крупному бизнесу нужно прикидываться малым, небольшим, «бедным», чтобы к нему отнеслись лояльно. Именно так и делают некоторые крупные компании, развиваясь, например, по франшизе. Получается, что франшизу приобретает малый бизнес, и в рамках одного большого бренда действует множество небольших филиалов, которыми управляет единый центр.

Эксперты ВЦИОМ просили респондентов также оценить их собственные перспективы участия в бизнесе. Могу сказать, что меня удивили результаты. Несколько лет назад о собственном деле сообщали только 5–7% россиян, а последний опрос показал, что таких уже около 10%. Это довольно много. Возможно, тут есть некоторая погрешность при подсчетах, потому что, повторюсь, обычно предпринимателями себя называют 4–7% населения.

При этом примерно 25% опрошенных заявили, что готовы в ближайшее время начать свое дело. Далее мы имеем парадокс: параллельно около 70% этих же опрошенных граждан полагают, что время для ведения бизнеса сейчас, мягко говоря, неблагоприятное, но намерение стать бизнесменом из-за этого у россиян не пропадает. Я думаю, этому есть несколько объяснений. Полагаю, часть людей считает, что они лучше других представляют себе, как вести дела, и что их бизнес-идея обязательно «выстрелит». Еще один важный момент: некоторые граждане готовы рискнуть многим, чтобы работать на себя, иметь большую ответственность и даже, возможно, получать меньше денег, чем наемные сотрудники, но быть свободными и иметь именно свое дело даже в нынешнее непростое время.

Есть еще одно интересное наблюдение. В рамках последних опросов респонденты также говорили о том, что мешает развитию малого предпринимательства в стране. Большинство людей склонны винить какие-то внешние обстоятельства, а не свои просчеты и ошибки. Респонденты отмечали, что бизнесу мешают высокие налоги и коррупция. И всего 1% опрошенных заявил, что главная помеха — это отсутствие у предпринимателей знаний и опыта. Добавлю, что очень незначительная часть респондентов сказала, что им нужны обучающие программы для того, чтобы начать свое дело. Большинство граждан полагают, что получение каких-то специальных знаний для ведения бизнеса — это пустая трата денег и времени. Вместе с тем жизнь показывает, что около половины вновь открытых предприятий закрываются примерно через год после начала работы. Думаю, это в большой степени связано с излишней самоуверенностью предпринимателей и недостатком у них специальных знаний.

В заключение хочу отметить, что наши эксперты и наши власти, заявляя о поддержке малых предприятий, имеют в виду технологичный бизнес, но забывают о довольно крупном срезе, состоящем из трех «Ш»: Шаверма, Шиномонтаж и маникюрШа. А это большой сегмент реального бизнеса, оказывающий простые, понятные и всегда востребованные услуги.

Справка «Нового проспекта»:

По данным ГК «БестЪ», оборот предприятий малого бизнеса в России за прошлый год составил 4,9 трлн рублей, это на 2,8% меньше, чем в 2019 году. Число субъектов малого бизнеса в прошлом году превысило 340 тыс. предприятий, их число по сравнению с 2019 годом сократилось на 3,2%. По прогнозам, при сохранении ковидных ограничений на деятельность к концу этого года около 20% малых предприятий может закрыться.

По мотивам выступления на бизнес-завтраке «БестЪ Брекфест»

 

Актуально сегодня