Максим Новиков: "Рынок напитков ждет консолидация"

12 Апреля 2022

Многие международные производители сокращают свое присутствие в России, поэтому спрос на напитки будет неизбежно переключаться на продукцию местных заводов и предприятий дружественных стран. Максим Новиков, президент Союза производителей соков, воды и напитков (Союзнапитки) рассказал, как это происходит уже сейчас и какие проблемы при этом возникают.

Самый негативный сценарий, который возможен для отечественного рынка напитков, — это откат к 2008 году, когда он сократился почти в 2 раза. Сейчас, после 2 лет пандемии, несмотря на небольшой рост продаж упакованной воды и сохранение объемов продаж (с легким приростом) соков и напитков, индустрия опять получила глобальный вызов. Теперь она будет очень быстро и очень серьезно консолидироваться, потому что маленьким производителям выдержать столь серьезные вызовы и издержки очень сложно.

Напомню, что в 2014 году, когда были введены первые санкции против России, рынок потерял около 15% производителей (это более 400 компаний). И всё это был в основном малый бизнес. Сейчас компании тоже будут укрупняться и, возможно, переходить на другие товары, диверсифицируя свои портфели.

Вместе с ретейлом

Усиление наших позиций мы видим в партнерстве с коллегами из ретейла. К сожалению, государство движется в сторону регулирования цен на конце цепочки образования стоимости товара, а не в начале. Но возникает понимание, что стоимость бутылки воды формируется со стоимости барреля нефти, кубометра газа и прочих составляющих. И если здесь будут сделаны определенные шаги по снижению стоимости, это станет серьезным заделом для компенсации прироста.

Производители сейчас делают всё возможное, чтобы не допускать перебои в поставках и не задирать цены выше пределов разумного. Мы имеем социальные обязательства и понимаем, что если люди не будут иметь возможность покупать товары на полке (то есть их зарплаты не будут проиндексированы достаточно быстро), то вся цепочка производства просто остановится. Поэтому одно из наших предложений, которое поддержал ретейл, — это дофинансирование цепочки образования стоимости. Для индустрии напитков нужно около 120 млрд рублей.

СНГ-партнеры

У нас уже давно выстраивается сотрудничество со странами СНГ, и сейчас идут активные переговоры с производителями напитков. Мы говорим о выстраивании долгосрочных проектов по совместному производству концентрированных пюре для выпуска соков, детского питания, различных соусов на территории Узбекистана и об экспорте нашей готовой продукции, которая пользуется серьезным спросом.

Уже проведена серия переговоров, мы понимаем, где есть узкие места с нашей стороны, а где — со стороны партнеров. Пока там недостаточно выстроена упаковочная индустрия, поэтому у наших стекольных заводов хорошие перспективы расширения сбыта на эту территорию, в том числе в отношении поставок стеклянных бутылок напрямую.

Мы видим большие перспективы рынка Узбекистана и других азиатских стран. Общее советское прошлое, близкий нам менталитет и возможность вести переговоры на русском языке — это также дополнительная возможность для наших производителей не потерять объемы, которые в ином случае неизбежно просядут.

Упаковка под контролем

Сегодня повышение стоимости упаковки, вне зависимости от того, бумажная она, стеклянная или какая-то еще, составляет в среднем 30%.

Мы оперативно нашли альтернативных поставщиков упаковки из сопредельных стран, сейчас ведем переговоры. Компании готовятся получать тестовые образцы, и по отдельным форматам упаковки мы готовы будем нарастить импортные поставки с последующим ограничением игроков, которые есть на локальном рынке.

К сожалению, не все игроки способны сохранять производство. Это связано не только с отношением к нашей стране государств, где расположены их головные компании, а еще и с объективными факторами, и прежде всего с тем, что отдельные компоненты упаковки в России просто не производятся.

Сегодня у производителей есть возможности для маневра только в том случае, если у них установлены разноформатные линии розлива, то есть если есть возможность использовать стекло и пластиковую тару. При наличии действующего контракта со стекольным заводом мы можем в прямом смысле слова перелить часть объема в стекло.

Узкие места

Среди проблем, которые могут возникнуть, могу назвать недостаточные объемы производства из-за дефицита импортного сырья по некоторым крайне необходимым деталям, например металлическому колпачку для тары. Это смежный рынок. Пробка для вина, например, в России не производится: натуральная растет в Португалии, а полимерная производится за рубежом. Выход для производителей вина — использовать винтовую крышку. Но смогут ли они начать быстро получать эту крышку в нужном количестве? Скорее всего, нет. На всю нашу страну работает лишь один завод, который производит и алюминий для выпуска винтажных колпачков, и фольгу для выпуска комбинированных упаковочных материалов, и ленты для алюминиевой банки.

Поэтому необходима расшивка мощностей: нужно быстро определить узкие места. Мы понимаем, что потребуется минимум 2-3 года при наличии четкой производственной политики, которую нам как пищевикам нужно обозначить. Только так мы сможем понять, в каком горизонте у нас появится та или иная упаковка. Тогда можно будет планировать и импортные закупки, но уже с пониманием перспектив своего производства. Коллеги из нефтехимического сектора уже готовы давать нам небольшой дополнительный объем нового вида ПЭТ для тестов. Так что подвижки есть.

Теперь нам, как в «Алисе в стране чудес», чтобы оставаться на месте, надо бежать, а чтобы куда-то успеть — бежать со всех ног!

По материалам ежегодной конференции «Ведомостей» «Ретейл в России: перенастройка отрасли»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня