Льготный налоговый режим не заменит субсидий

27 Января 2021


Дарья Филина, руководитель практики недвижимости бюро юридических стратегий LEGAL to BUSINESS, о том, какие меры поддержки предпринимателей предлагают различные области СЗФО.

Бюро юридических стратегий LEGAL to BUSINESS проанализировало принятые антикризисные меры помощи предпринимателям, которые действуют в 11 субъектах России: Петербурге, Ленобласти, Республике Карелия, Республике Коми, Ненецком автономном округе, а также Архангельской, Вологодской, Калининградской, Мурманской, Новгородской и Псковской областях. 

В каждом регионе округа разработаны меры помощи бизнесу, но говорить об их уникальности не приходится. Комплекс поддержки в большей степени представлен в виде льгот и преференций по налогам, поступающим в региональные бюджеты (уменьшение налоговых ставок / освобождение от уплаты налогов / предоставление отсрочек, рассрочек), что обусловлено федеральной поддержкой бюджетов субъектов в части выпадающих доходов. 

Предлагается сокращение налоговой ставки на «упрощенке». Дальше всех пошло в этом вопросе правительство Карелии, где ставка равна 0,25% по доходам и 1% по «доход минус расход». 

В отношении налога на имущество субъекты либо предоставляют возможность уменьшить сумму налога на имущество (при условии снижения арендной ставки для арендаторов), либо устанавливают пониженную ставку налога (скидка 50% либо фиксированная ставка от 0,25% до 2% для различных категорий налогоплательщиков в зависимости от субъекта). 

Заслуживает внимания опыт Псковской области, где организации, относящиеся к МСП и осуществляющие отдельные виды деятельности, освобождены от уплаты налога на имущество в отношении деловых центров и торговых комплексов (свыше 2 тыс. м2), а также нежилых помещений (свыше 1 тыс. м2).

Петербургское правительство на законодательном уровне закрепило четыре направления поддержки бизнеса: арендные платежи, налоговые уступки, финансирование и кредитование, правовое регулирование нестационарной торговли. При этом акцент смещается в сторону налаживания взаимоотношений между арендаторами и арендодателями госимущества.

Аналогичная ситуация складывается и в остальных регионах СЗФО. В целях поддержки малого и среднего предпринимательства различным специализированным фондам направлены бюджетные ассигнования для предоставления льготных займов (микрозаймов). 

2 ноября 2020 года губернатор Петербурга Александр Беглов подписал третий пакет мер поддержки предпринимателей. Он включает 29 мероприятий. В частности, планируется возмещать работодателям часть расходов на оплату труда, если они берут на себя организацию общественных работ. Введен мораторий на изменение кадастровой оценки в 2021 году. В рамках третьего пакета подписан Закон Санкт-Петербурга от 24.12.2020 №637–144 «О внесении изменений в отдельные законы Санкт-Петербурга о налогах и сборах», который ввел налоговые льготы для участников региональных инвестиционных проектов. Также продлены льготы по налогу на имущество для учреждений социально-культурной сферы, расширен список видов деятельности для применения патентной системы налогообложения. 

До 1 января 2024 года будут действовать налоговые каникулы для индивидуальных предпринимателей, которые зарегистрировались впервые.

При сохранении ограничений на международные пассажирские перевозки предполагается снижение ставки налога на имущество для санаторно-курортных организаций и гостиниц в 2 раза.

В 2021 году решено не повышать ставку для арендаторов городского имущества и будет упрощена процедура предоставления отсрочки. От арендной платы за II квартал 2020 году освобождены социально ориентированные НКО. Им предоставлена отсрочка за III квартал с рассрочкой до конца 2022 года. Теплоснабжающим организациям рекомендовано расширить меры поддержки предприятий и организаций в части коммунальных платежей, включив в них социально ориентированные НКО. Предусмотрена финансовая и кредитная поддержка предприятий малого и среднего бизнеса, возмещение расходов, связанных с внешнеэкономической деятельностью.

Кроме того, приняты меры по стимулированию государственных закупок товаров, работ и услуг у малых и средних предприятий, в том числе и в электронной форме.

На наш взгляд, эффективнее было бы оказать поддержку бизнеса путем прямого предоставления субсидий предпринимателям, то есть выделяя средства на строго определенные цели на безвозмездной основе без обязательства возврата.

Актуально сегодня