Леонид Компаниец: "Умные будут сливаться, глупые — разоряться"

Генеральный директор компании «Европейская технологическая группа» Леонид Компаниец рассказал, кто в мире производит больше всего молока, что происходит с российскими переработчиками и почему успешные заводы всегда дружат против кого-то.

Традиционно экспортом молока занимаются страны, где есть его избыток. Это страны, где производится более 300 кг молока на человека в год. Мировым лидером является Новая Зеландия, где производится 4,2 тыс. кг на человека в год. Хорошие показатели в Европе демонстрирует Германия, где на человека приходится 386 кг в год. А в странах СНГ явный избыток молока мы видим только в Белоруссии — почти 900 кг на человека в год. Соответственно, именно эта страна и занимается поставками молока и молочных продуктов в соседние регионы. Другие страны СНГ в основном молоко лишь потребляют.

Чего ждут от производителей, которые вышли на международный рынок? Традиционно высокого качества и хорошей цены. Сейчас основными тенденциями на мировом рынке молока можно назвать борьбу за повышение качества продукции любыми способами.

Другой важный мировой тренд — это консолидация отрасли, а также оптимизация производства. Если в 80-е годы в Германии было около 1 тыс. молочных заводов, то сейчас их количество сократилось до 146, и они лидеры по производству в Европе.

Сегодня на 20 крупнейших международных концернов приходится 24% всего молока в мире. Среди них компании Lactalis, Arla Foods, Campina, Deutsches Milch Kontor и другие. На примерах этих бизнесов мы видим, что все они стремятся к укрупнению для снижения издержек. Так, Arla за последние несколько лет закрыла несколько неэффективных заводов: перенесла производство с них и бренды на другие площадки. При этом рынок и потребитель не пострадали. В 2019 году компания приобрела молочный завод в Бахрейне. Поэтому можно говорить о том, что умные игроки рынка будут укрупняться, а глупые — уходить с него.

Можно ли опыт Европы и других стран перенести в Россию и Белоруссию? Безусловно. Причем Белоруссия уже начала модернизацию своих предприятий и идет по этому пути больше 20 лет. Концентрация в молочном производстве там тоже нарастает. Если в 2001 году в стране работало 114 крупных заводов, то сейчас осталось 33 предприятия.

В России процесс концентрации в отрасли тоже запущен, но он довольно медленный. У нас четко заметна другая тенденция: переработчики расширяют собственное производство сырого молока. По такому пути идут «Молвест», «Комос Групп», «ЭкоНива». Эти компании укрепляют позиции, в то время как Danone и PеpsiCo их в России теряют.

Переработчикам очевидно, что без дешевого сырья довольно трудно быть конкурентными. Кроме того, маленькому производителю сложно договориться с сетями о работе, сложно сокращать издержки и возить продукцию на дальние расстояния. Все эти преимущества есть у крупных молочных холдингов.

Соответственно, современные молочные заводы в России продолжат укрупняться, проводить модернизацию для улучшения качества и увеличения объемов переработки молока и сроков хранения продукции. Успешные заводы постоянно проводят модернизацию, думают, с кем объединяться, с кем и против кого дружить. Это неизбежно.

Мнение озвучено в рамках ХIV Молочной олимпиады, организованной информационным агентством The Dairy News

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня