Кто отправил ФСБ в поход на «Восток»
Новый проспект
Мнения

Кто отправил ФСБ в поход на «Восток»

Прочитано: 430
Кто отправил ФСБ в поход на «Восток»

Основатель и президент фонда Baring Vostok Майкл Калви заключён под стражу до 13 апреля решением Басманного суда. Вместе с ним в СИЗО будут дожидаться очередных решений суда пятеро фигурантов дела — топ-менеджеров фонда и подконтрольных ему структур — вчера ещё уважаемых известных предпринимателей, а сегодня уже «предполагаемых подельников» или «сообщников», как о них пишут вдохновлённые происходящим СМИ. Для органов госбезопасности, наверное, любой бизнесмен — потенциальный чей-то «подельник», но в данном случае инцидент и впрямь выдающийся: «подельниками» стали партнёры по одному из крупнейших проектов по инвестированию в Россию.

Арестованным вменяют в вину довольно странную историю: долг «Первого коллекторского бюро» (ПКБ) перед банком «Восточный» в размере 2,5 млрд рублей Майкл Калви распорядился погасить пакетом акций (59,9%) люксембургской компании International Financial Technology Group. ПКБ принадлежит Baring Vostok, и 52% «Восточного» принадлежат Baring Vostok. Предложенные в качестве отступного акции были оценены в 3 млрд рублей, а миноритарий «Восточного» Шерзод Юсупов с этим не согласился и очень быстро, в считанные дни, убедил в том же сотрудников ФСБ: по их версии, цена акций не превышает 600 тыс. рублей. Соответственно, ФСБ передала материалы дела в Следственный комитет, где пришли к выводу, что 2,5 млрд рублей Майкл Калви у «Восточного» (читай: у его миноритариев) похитил. Басманный суд по ходатайству СКР отправил всех подследственных под арест.

В самом фонде отвергают все подозрения и связывают происходящее с конфликтом акционеров «Восточного».

Центробанк в прошлом году после слияния «Восточного» с «Юниаструм Банком» потребовал от первого увеличения резервов, для чего понадобилась докапитализация; пришедшие из «Юниаструм Банка» акционеры во главе с его бывшим владельцем и президентом Артёмом Аветисяном (в их число входит и Шерзод Юсупов) не смогли внести свою долю, в связи с чем Baring Vostok затеял разбирательство в Лондонском Арбитражном суде. «Мы полагаем, что обвинения направлены исключительно на оказание давления на фонды Бэринг Восток с тем, чтобы фонды прекратили арбитраж в Лондоне, либо на то, чтобы помешать дополнительной эмиссии акций банка «Восточный», — говорится в официальном заявлении фонда.

Самый большой шок в этом деле вызвала фигура главного подозреваемого: Baring Vostok и Майкл Калви работают в России с 1994 года, за это время фонд вложил в российские компании $2,8 млрд. Живёт Калви здесь уже полтора десятка лет, он один из пионеров американского инвестирования в Россию, и он на самом хорошем счету; даже, как признался пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков, известен президенту, они не раз встречались. В каком-то смысле Майкл Калви и его фонд — символы делового сотрудничества США и России, не прекращающегося несмотря ни на какие санкции. В этом качестве его пользу для Кремля трудно переоценить.

Список проектов, в которых участвовал Baring, сейчас широко тиражируется, и в этом списке — множество компаний, известных буквально каждому.

Фонд вкладывался в том числе в Avito, Яндекс, Ozon, Doc+, Tinkoff, Gett — всё это не какие-то неуловимые для среднестатистического россиянина скважины и электростанции, а сервисы, которыми постоянно, в повседневном режиме миллионы этих самых россиян пользуются. Всё это в каком-то смысле флагманы отечественной интернет-индустрии, и они состоялись благодаря отчасти и Майклу Калви. 

И объект преследования выбран, на первый взгляд, неудачный, и момент — скандал возник в точности между Российским инвестиционным форумом и ежегодным посланием президента Федеральному собранию, к тому же на фоне очередного ужесточения санкций США в отношении России. Что сейчас сможет сказать Владимир Путин о том, как он приветствует иностранные инвестиции от «здравомыслящего бизнеса»? Вот же он у вас, «здравомыслящий бизнес», сидит в «Матросской тишине» из-за дела, в принципе не выходящего за рамки арбитражного разбирательства.

Что предпримут американские власти, уже напрягшиеся от того, что в далекой России сажают за решетку гражданина США и, кажется, снова выдавливают из страны иностранных инвесторов? Вполне возможно, напишут новый санкционный закон наподобие закона о «списке Магнитского», принятого после того, как из России со скандалом вышибли фонд Hermitage Capital — а Москве придётся опять «асимметрично отвечать», запрещая какие-нибудь новые сношения с Западом.

Но проблема Майкла Калви, по-видимому, в том, что его оппонент Артём Аветисян хорошо знаком с Дмитрием Патрушевым, сыном экс-директора ФСБ, ныне секретаря Совбеза РФ Николая Патрушева.

Аветисян и Патрушев-младший вместе входили в наблюдательный совет Россельхозбанка несколько лет назад. Этим может объясняться скорость принятия решений после обращения Шерзода Юсупова.

Поэтому Майклу Калви не может помочь ни заступничество влиятельных, казалось бы, фигур в лице Германа Грефа, Алексея Кудрина и других, ни долгое и, судя по словам Дмитрия Пескова, вполне позитивное знакомство с Владимиром Путиным, ни капиталы, ни ссылки на законы, по которым в такой ситуации Калви сажать были не должны, ни многолетняя репутация, ни партнерство с такими генералами отечественного бизнеса, как Юрий Ковальчук (Baring Vostok владеет сетью кабельных каналов совместно с «Национальной Медиа Группой»), — всё это пыль, по сравнению с дружбой с сыном высокопоставленного силовика.

Если момент для скандала кому-то кажется крайне неудачным, значит для тех, кто его инициировал, этот момент наоборот считается самым удачным и эффективным. Ведь лучший способ показать оппоненту, где его место, а кто на самом деле главный, — это ударить внезапно и сразу в самое больное место, чтобы никто не дёрнулся и все всё сразу поняли.

Есть люди, которые вслед за Алексеем Кудриным полагают арест Майкла Калви чрезвычайной ситуацией, катастрофой для имиджа России на рынке инвестиций, а есть те, кого все эти инвестиции, репутация, фондовые показатели, международные отношения, интернет-индустрия вообще не интересуют. Просто не входят в систему координат, не представляют ценности. Для них обострение — не ЧС, а привычка, а деньги — не главное, если это чужие деньги. «Ты иностранец, — как бы говорят они, — Ты всегда будешь здесь чужим, даже если выучишь язык, станешь здесь жить и будешь полезен государю. Наши законы не для тебя, мы всегда будем следить за тем, чтобы ты не обижал наших друзей, — это главное условие твоей жизни здесь, и мы всегда найдем способ прижать тебя и твой бизнес, если ты попытаешься это сделать, потому что в этом и есть наша великая сермяжная правда. Ну, а если придется повоевать, так что ж, мы уже привыкши».

Фото: Кристина Кормилицина/Коммерсантъ

Baring Vostok Майкл Калви банк «Восточный» Дмитрий Патрушев
Другие статьи автора Читайте также по теме

"Дом.РФ" может выйти на IPO в следующем году
28.03.2024
Правительство одобрило проект строительства новой верфи возле Петербурга
28.03.2024
Уникальный водный беспилотник и троллейбус с автономным ходом. Что показали на «Экологии большого города»
28.03.2024
Власти Хельсинки хотят выкупить "Хартвалл арену" у Ротенберга и Тимченко
28.03.2024
На Петроградской стороне открывается новый большой коворкинг
28.03.2024
«Петербуржцы сдали 345 тонн опасных отходов». Цифра прозвучала на открытии форума «Экология большого города»
28.03.2024
Штаб Путина потратил на выборы 317 млн рублей
28.03.2024
Румыния впервые начнет оформлять гражданам РФ шенгенские визы
28.03.2024
На Васильевском острове объявили конкурс на устройство парка с фонтаном
28.03.2024
Эмин Агаларов ответил на претензии в адрес владельцев "Крокус сити холла"
28.03.2024
Аэропорты просят Минтранс не вводить запрет на вход в терминалы провожающих
28.03.2024
Беспилотники — эффективный инструмент решения экологических задач
28.03.2024
В Петербурге резко вырос объем продаж ипотечных квартир за долги
28.03.2024
Ленобласть увеличила бюджетные расходы за счет роста дефицита
28.03.2024
Петербургская товарно-сырьевая биржа расширит перечень торгуемых товаров
28.03.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки