Кто быстрее достанет Луну с небес
Американцы снова летят на Луну; планы возрождения космической колонизации Вашингтон вынашивает давно, но сейчас они становятся всё более четкими. NASA запросило на 2020 год финансирование в размере $21 млрд, из которых чуть больше половины предполагается направить на лунную программу. За эти деньги к 2028 году астронавтов доставят на Луну — почти через 60 лет после исторической высадки Нила Армстронга и Базза Олдрина. За четыре года до этого пилотируемый корабль должен быть выведен на орбиту Луны.
В годы программы «Аполлон» бюджет NASA превышал 4% ВВП США, сейчас — около половины процента (в сопоставимых ценах сейчас у NASA вдвое меньше возможностей, чем в 1960-х). Но последние три американских президента активно поддерживали идею космических миссий. Постепенно поддержка и стремления превращались в план. «На этот раз, когда мы отправимся на Луну, мы там останемся», — обещает глава NASA Джим Бриденстайн. А в 2030-х годах, говорит он, экспедиция отправится на Марс.
Но и в России есть свои планы по высадке на Луну.
В конце прошлого года «Роскосмос» обнародовал проект создания обитаемой базы на спутнике Земли в 2036-2040 годах. Источники в военно-космической отрасли делятся смелыми подробностями: на Луну отправят луноходы для добычи полезных ископаемых.
Шутки в сторону, кажется, мы на пороге «лунной гонки» — умопомрачительно дорогого и крутого события в мировой истории. Причем российской базе может уже и не найтись места, ведь сейчас в гонке участвуют уже не две страны. Месяц назад китайцы впервые в мире посадили космический аппарат на обратной стороне Луны, а на днях Toyota представила концепт лунохода для японской миссии; японцы собираются высаживаться к 2029 году.
У России пока нет ракеты, способной доставлять крупные грузы на Луну, но такой ракеты ещё нет ни у кого, включая американцев. На Западе к освоению космоса активно подключают коммерческие компании: госбюджет такие крупные проекты в одиночку давно не вытягивает. NASA работает не только с такими давними партнерами, как Boeing, Northrop Grumman или Lockheed Martin, но и с «новичками» — SpaceX, Blue Origin и другими. Эти компании одновременно развивают сразу несколько проектов, из которых даже можно выбирать. Кооперация охватывает многие страны: недавно, например, к Луне с помощью NASA отправили первый частный космический корабль израильской компании SpaceIL. Уже сейчас существует программа доставки космических грузов на Луну: за подряды общей суммой в $2,6 млрд готовы конкурировать девять компаний.
Россия всё ещё остается одной из ведущих космических держав, но через 10 лет все может быть по-другому.
Международная и одновременно частно-государственная коллаборация, кажется, является сейчас непременным условием успеха, но политическая обстановка не позволяет российским компаниям в полной мере принять в ней участие. Для Дмитрия Рогозина Илон Маск не помощник, а непримиримый конкурент.
Космические достижения — вершина государственного величия; в погоне за этой ослепляющей вершиной легко можно исчерпать все ресурсы, но так и не добиться эффекта. В феврале «Роскосмос» и РАН предложили начинать готовить юристов по космическому праву — из-за притязаний зарубежных компаний на территории и полезные ископаемые на Луне, поясняли учёные. Есть сомнения в том, что эти юристы успеют пригодиться. Возможно, через 10 лет Запад оставит нам «наш» Крым, достав себе Луну.
Фото: Александр Петросян/Коммерсантъ