Валерий Соловей (9 сентября 2022 года включен Минюстом в список СМИ-иноагентов), доктор исторических наук, политический аналитик, публицист и общественный деятель, в прошлом — заведующий кафедрой связей с общественностью МГИМО:
— Я считаю, что действия власти с точки зрения общественного восприятия выглядят не просто избыточными, а откровенно глупыми и трусливыми, но власть сама считает, что она поступила абсолютно правильно. Она хочет показать, что полностью контролирует ситуацию, что Навальный находится и будет находиться в очень жестком, предельно узком коридоре возможностей и что за малейшую попытку выйти за рамки этого коридора его будут бить по голове, рукам и по всем частям тела. Плюс, думаю, давление будет экстраполировано на всех членов его команды.
С точки зрения власти и исходя их того, как она понимает управление в стране — не политическими, а административно-полицейскими средствами, — это разумно. Понятно, что в тактической перспективе она, может быть, что-то и выигрывает, а в стратегической — проигрывает. Потому что выглядит это, честно говоря, крайне опрометчиво. Но власть, опять же, это не беспокоит. Не то чтобы она совсем не понимала стратегических угроз… Она рассчитывает, что сумма тактических выигрышей может продолжаться сколь угодно долго: типа мы сейчас поступим так, а потом оно как-нибудь рассосется, потом мы найдем другое решение. «Об этом я подумаю завтра», как говорится в одном знаменитом романе.
Главный индикатор для власти — это массовая динамика. Если осуждение Навального вызывает массовую динамику, если его сторонники, симпатизанты и просто люди доброй воли выходят на улицы, то это проигрыш. Если этого не происходит, то власть может считать, что она добилась какого-то временного выигрыша. Но может ли эта ситуация спровоцировать новую Болотную, сказать трудно. Думаю, в настоящий момент это фактически невозможно, потому что массовая динамика непредсказуема, но надо всегда помнить о сезонности российской политики. Последние два дня и предстоящие два не очень способствуют массовым выступлениям: весна в этом смысле — гораздо более подходящее время. А перспективы реального срока для Навального достаточно велики. Я знаю, что у Владимира Владимировича всё это вызывает очень сильное раздражение, и он в сердцах говорил о том, что надо, чтобы Навальный посидел, как Ходорковский (признан иностранным агентом), чтобы ему дали десяточку. Но решать они это будут, мне кажется, в зависимости от ситуации. Сейчас некая пауза.