Колледж или вуз? Чего ждет рынок от выпускников-айтишников

В 90-е годы прошлого века самыми востребованными у абитуриентов были специальности юриста и экономиста. Сегодня похожую популярность переживает профессия айтишника. Желающих ее получить ждут и в высших учебных заведениях, и в колледжах. О том, чем отличается подготовка таких специалистов, рассказывает доцент кафедры «СМАРТ-Технологии» Московского политехнического университета Тимур Идиатуллов.

Уход с российского рынка ведущих иностранных производителей программного обеспечения требует от отечественной системы образования подготовки специалистов такого же уровня. И это, пожалуй, один из серьезнейших вызовов, с которым столкнулась наша высшая школа.

Айтишников сегодня готовят все кто могут — примерно так же, как и юристов-экономистов 20 лет назад: не только в вузах, но уже и во многих колледжах действуют программы подготовки специалистов по информационным технологиям. Актуальность профессий IT в обозримом будущем будет только расти, это бесспорно. Например, за прошедшие полгода конкуренция среди IT-специалистов общего профиля усилилась как среди операторов ЭВМ, так и среди разработчиков программного обеспечения.

Но как заказчику определить, специалист какого уровня подготовки ему нужен «под задачу» — с вузовским дипломом или выпускник училища? И как вчерашнему школьнику, видящему себя «программистом», определить, куда поступать — в институт или в колледж? Ответ на этот вопрос должна давать система образования.

Сегодня на фоне всем известных изменений на рынке труда, в том числе и в IT-сфере, мы видим, что в гораздо лучшем положении оказываются специалисты, имеющие квалификацию в конкретной области, позволяющую им быстро решать конкретные задачи. И для этого вполне достаточно среднего профессионального образования, что называется, без высшей математики.

Инструменты разработки становятся проще и понятнее, в школах уровень подготовки по информатике вырос до вполне приличного уровня, а объем и доступность накопленных знаний для решения базовых задач позволяют использовать многие вещи уже готовыми, не погружаясь глубоко в детали. Например, в сфере робототехники и беспилотном транспорте уже нет необходимости создавать систему машинного зрения, часто у компаний есть конкретный кейс, который готов к использованию. Заказчик больше не будет долго обсуждать задачи и интересоваться вариантами их решения, а, скорее всего, постарается найти специалиста, который уже работал с нужными инструментами и даже на требуемом оборудовании.

Для чего же тогда нужны вузы и что им делать, чтобы конкурировать не только между собой, но уже и с колледжами? Главной задачей высшей школы становится подготовка профессионалов, способных на большее, нежели решение простых задач. Во-первых, специалист с вузовским дипломом должен уметь мысли стратегически, ведь часто заказчик не может четко сформулировать задачу специалисту-исполнителю. Ему требуется экспертное мнение, аналитическая оценка разработчика, способного понять и помочь в решении комплекса проблем, причем тех, которые могут возникнуть и в будущем.

Еще одна проблема, с которой приходится работать уже сегодня, заключается в том, что с российского рынка уходят вендоры программного обеспечения, в том числе и такого как системы инженерного проектирования, моделирования и даже прикладного программирования. Соответственно, система образования должна переходить на использование альтернативных программных продуктов, которых, к сожалению, немного и которые часто не закрывают все необходимые потребности. Впрочем, это вызов для всей отрасли, не только для вузов. При этом необходимо понимать, что переход на новые рельсы займет несколько лет.

Сейчас много говорят о том, что готовить нужно не пользователей софта, а разработчиков. При этом пользовательский опыт будет теперь формироваться новым программным обеспечением, который еще нужно разработать. Да, уже появляются какие-то аналоги, но они не образуют системы, при которой весь софт производится и используется локально. Например, существует система инженерного корректирования «Компас 3D». Это хорошая программа, но она одна и не распространяется на все этапы разработок. К ней требуются другие виды программного обеспечения, которых нет. Их придется либо разрабатывать с нуля, либо закупать.

Но есть и хорошие новости для студентов IT-специальностей: их профессия не только не потеряет актуальности, но и продолжит лидировать на рынке. Это связано не просто с текущей ситуацией, но и с мировыми тенденциями.

Мой прогноз заключается в том, что вузы будут готовить специализированных разработчиков, а внедрять и применять их разработки будут выпускники колледжей и техникумов. Поэтому IT-специалисты, способные разрабатывать софт, будут особенно востребованы. Машиностроение никуда не исчезнет, промышленные и производственные отрасли продолжат существовать, развиваться, и им потребуются кадры, которые высшей школе нужно подготовить.


Актуально сегодня