Кирилл Остапенко: «Рынок велосипедов в Петербурге сформирован и поделен»
Кирилл Остапенко, основатель франчайзинговой сети «ВелоДрайв», рассказал «Новому проспекту» о том, как жители города покупали велосипеды и самокаты в этом сезоне, какие из них пользовались повышенным спросом и как будет выглядеть рынок в следующем году.
В текущем году российский рынок велосипедов в деньгах вырос в среднем на 20%, а рынок Петербурга ещё больше — примерно на 30%. И хотя пик спроса наступил на 1–2 месяца позже обычного сезона, сам сезон оказался длиннее. Велосипеды продолжают покупать и сейчас, поэтому мы успели наверстать просевшие в пандемию продажи. В этом нам помогли несколько факторов. Во-первых, когда кончилась самоизоляция и все начали свободно выходить на улицы, весна была в самом разгаре. Не имея возможности уехать в отпуск в теплые края, люди стали тратить деньги на велосипеды, чтобы путешествовать по городу и его окрестностям. Во-вторых, важную роль сыграл набирающий обороты тренд на здоровый образ жизни. Да и погода не подкачала — стимулировала продажи. В результате в этом сезоне мы продали на 38% велосипедов больше, чем в прошлом. Рост произошел в основном за счет интернет-продаж. Они нас очень поддержали в этом году. Даже во время пандемии люди покупали велосипеды онлайн.
В этом году в крупных городах стали покупать больше комфортных городских велосипедов. Многие покупатели поняли, что в городе почти не нужны передачи, что по асфальту лучше едут гладкие покрышки, а не глубокий протектор, и что посадка с прямой спиной для города предпочтительней. Также увеличился спрос на взрослые самокаты и электросамокаты, на детские самокаты и на компактные складные велосипеды, с которыми удобно спускаться в метро.
Наш опыт не уникальный. Всех игроков велосипедного рынка страны кризис затронул примерно одинаково. Все оптовики продали свои товарные запасы и дают меньше скидок. Производители тоже успешно распродали остатки велосипедов с прошлого сезона. И сейчас дела у многих из них даже лучше, чем в конце прошлого года, поэтому они диктуют ретейлу более жесткие условия работы. А Китай, который поставляет 85–95% комплектующих для изготовления велосипедов, увеличил сроки поставки и стоимость продукции и требует предоплату в бóльшем размере, чем раньше.
Что касается особенностей велосипедного рынка Петербурга, то здесь я бы выделил следующие «фишки». Во-первых, рынок уже сформирован и поделен. Появление новых игроков возможно, но оно, как правило, связано с экспансией сетевого ретейла. Например, когда крупные игроки вроде «Ленты» начинают сами привозить велосипеды из Китая и продавать их в России. Во-вторых, велосипедный бизнес не очень рентабельный, мелким игрокам трудно на нем закрепиться. Крупные специализированные магазины время от времени расширяются и вытесняют с рынка более мелких конкурентов.
Что будет в следующем году? Мы прогнозируем ранний сезон. Его смещение во времени возможно только в случае тотальной самоизоляции или карантина. К слову, раньше начало сезона определяла только погода. Но если в городе продолжат строить велодорожки и создавать комфортную среду для велопрогулок, сезон может естественным образом удлиниться. Что касается продаж, то в следующем году, по нашим прогнозам, они будут примерно такими же, как в этом. Отрасль не готова к взрывному росту. У нее для этого не хватит производственных мощностей. Тем временем доллар дорожает, требования китайских производителей ужесточаются, свободных денег на рынке всё меньше. В таких условиях невозможно существенно увеличить выпуск и продажи велосипедов. Тем не менее мы в «ВелоДрайве» ожидаем дополнительную выручку в результате появления нового направления — продаж аксессуаров для фитнеса и велотренажеров.