Как уйти из Белого дома, громко хлопнув дверью: опыт американских президентов

Либеральные СМИ в Америке и в мире активно обсуждают различные апокалиптические сценарии последних месяцев Трампа в Белом доме. Чем может быть чреват длительный транзит власти, объясняет Виктория Журавлева, кандидат политических наук, руководитель Центра североамериканских исследований Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН.

Дональд Трамп опять наводит ужас на демократическую общественность, американскую и мировую. Весь мир застыл в ожидании. Американцы ждут экономического обвала, европейцы — выхода США из НАТО, а Россия — новых драконовских санкций. После неудачных попыток остаться на второй срок, пересмотрев результаты выборов, Трамп, по-прежнему не признавая свое поражение, решил воспользоваться оставшимся временем и максимально насолить своему преемнику перед уходом.

Американская система действительно предоставляет недовольным президентам возможность оставить след в истории своим громким уходом. Начнем с того, что в отличие от большинства демократических (и не очень) государств, в США победивший президент не приступает к своим обязанностям на следующий день после выборов. Двухступенчатая избирательная система делает процесс избрания президента растянутым во времени: избиратели голосуют в ноябре, а выборщики только в декабре. Окончательный подсчет проводит Конгресс только в начале января, при этом президент Трамп останется на своем посту до 20 января, когда и пройдет инаугурация нового хозяина Белого дома.

Этот долгий транзит на самом деле уже укороченная версия изначального переходного периода. До 1933 года, когда была принята XX поправка к Конституции США, передача власти была растянута на 5 месяцев: инаугурация нового президента проходила только в начале марта. Поправка была принята специально, чтобы, с одной стороны, уместить весь долгий процесс избрания президента, а с другой стороны, хоть как-то ограничить во времени деструктивные действия уходящего главы государства. Поводом стало печальное завершение президентства республиканца Герберта Гувера.

ГУВЕР.png

Фото: whitehouse.gov

Он проиграл демократу Франклину Делано Рузвельту на выборах 1933 года в первые годы Великой депрессии. Так же, как и Трамп, Гувер называл своего конкурента на президентский пост социалистом и уверял, что его план «Новый курс» подрывает основы американского образа жизни. Так же, как и Трампа, избиратели обвиняли Гувера в отсутствии эмпатии и неспособности понять тяготы жизни среднего американца. После поражения Гувер 5 месяцев наблюдал за тем, как страна стремительно погружается в экономический кризис, отказываясь принимать какие-либо стимулирующие меры, способные поддержать рушащуюся экономику. К его уходу страна полностью потеряла банковский сектор, безработица достигла максимальных цифр за всю Великую депрессию. Интересно, что Гувер был не первым президентом, оставившим след в истории именно своим уходом из Белого дома. 

Бьюкенен.png

Фото: whitehouse.gov

В 1860 году за время перехода власти от Джеймса Бьюкенена к Аврааму Линкольну семь южных штатов объявили о выходе из союза, захватили федеральные форты с полным вооружением и начали готовиться к войне. Проигравший президент бездействовал, заявив, что у него нет полномочий противостоять мятежникам. Фактически ему позиция положила начало Гражданской войне в США.

ЛИНКОЛЬН.png

Фото: whitehouse.gov

В 1892 году Бенджамин Харрисон проиграл выборы демократу Гроверу Кливленду. Это была первая масштабная победа демократов после Гражданской войны: они не только пришли в Белый дом, но и получили контроль над Конгрессом. Республиканская администрация после поражения устроила панику на фондовом рынке, призвав американцев срочно избавляться от акций. В результате за 10 дней до ухода Харрисона на рынке произошел обвал. При этом вину за кризис республиканцы смогли возложить на демократов и через 2 года вернули себе контроль над Конгрессом.

ХАРИССОН.png

Фото: whitehouse.gov

Помимо растянутости во времени сложность транзита власти в США связана еще и с тем, что уходящий президент остается наделен такими же полномочиями власти, как и до выборов. В частности, он имеет право издавать исполнительные указы, начинать войну и принимать решения о помиловании. Что из этого решит сделать президент и насколько масштабными будут его действия, зависит как от личности самого президента, так и от политической ситуации в Вашингтоне.

КЛИВЛЕНД.png

Фото: whitehouse.gov

В последние десятилетия усиления партийной поляризации власти месяцы после выборов становятся для американских президентов последним шансом закрепить свою повестку, особенно если за предыдущие 4 или 8 лет противостояние с оппозиционным конгрессом не позволило им серьезно продвинуться в исполнении предвыборных обещаний. Кроме того, в условиях радикализации партий и общества, когда повестка демократов все чаще противоречит повестке республиканцев, заключительные исполнительные указы – это еще и возможность усложнить для приходящего президента от оппозиционной партии реализацию его планов.

Например, заключительным аккордом Барака Обамы стала серия исполнительных указов, регулирующих миграцию. В частности, он легализовал присутствие на территории США детей незаконных мигрантов – шаг, который Дональд Трамп пытался отменить все 4 года своего президентства, но так и не смог.

ОБАМА.png

Фото: whitehouse.gov

России Обама запомнился серией исполнительных указов, которые заложили основу новому витку конфликтного противостояния. Вскоре после его ухода все санкции в отношении России, принятые Обамой в виде исполнительных указов, были кодифицированы в Законе о противодействии противникам США.

Трамп тоже грозит новыми санкциями в отношении России, которые могут серьезно ограничить переговорные возможности демократической администрации, если она вдруг решит перейти к диалогу с нашей страной.

А еще у уходящего президента есть возможность реализовать свое право помилования. И Трамп, конечно, не стал долго ждать и начал с помилования своего бывшего советника по национальной безопасности Майкла Флинна, победно завершив трехлетнюю сагу о российском вмешательстве. 

ТРАМП.png

Фото: whitehouse.gov

Очевидно, Флинн будет только первым в череде громких помилований. Интересно, удастся ли Трампу побить рекорд Билла Клинтона, который в свой последний день в Белом доме помиловал 140 человек, в том числе своего сводного брата, отбывавшего срок за употребление наркотиков и членов террористической группировки национального освобождения Пуэрто-Рико?

КЛИНТОН.png

Фото: whitehouse.gov

Актуально сегодня