Как прокачать российский рынок въездного туризма
Новый проспект
Мнения

Как прокачать российский рынок въездного туризма

Прочитано: 399
Как прокачать российский рынок въездного туризма

Минэкономразвития разработало проект «Стратегии развития экспорта услуг на период до 2025 года», где особое внимание уделено развитию туристической отрасли. Для бизнеса внимание законодателей — повод для противоречивых чувств. Это в лучшем случае приносит в их операционную деятельность негатив и позитив в равных долях. В худшем — негатива больше. Здесь так же, казалось бы, обсуждаются правильные и прогрессивные перемены, но механизм их внедрения вызывает вопросы.

Наиболее очевидное препятствие, которое новая «Стратегия» должна преодолеть, — это российский визовый режим.

Сегодня его можно описать словами «дорого, долго и сложно». При этом понятных причин для жёсткого контроля въезда граждан в Россию из-за границы на самом деле нет. Основная масса незаконных трудовых мигрантов, прибывающих в Россию, не нуждается в визах. Мигранты из более дальних регионов российским рынком труда просто не заинтересованы: низкий курс рубля, несопоставимые с европейскими заработные платы, тяжёлые условия проживания…

Что касается барьера для проникновения через границу преступников разных мастей, то этот вопрос решен Евросоюзом с помощью объединённой базы правоохранительных органов и чёрных списков.

Российскому туризму нужна либерализация визовых правил — существенное послабление визового режима, бесплатная подача электронной анкеты уведомительного характера. Такие правила сейчас действуют для российских граждан при перелетах на Кипр. Авторы «Стратегии» тоже смотрят в эту сторону. Это разумное решение для страны, которой необходимо увеличить турпоток.

Сегодня, за исключением некоторых экстремалов, туристы посещают Россию точечно: Москва, Петербург, Сочи. В зависимости от бюджета, возраста, социального статуса туристы определяют для себя максимально интенсивные программы на местах. Но, по статистике, в Петербург приезжают на два дня. Ради двух дней получать дорогую визу в Россию нет смысла.

Конечно, кроме Петербурга и Сочи, в России есть много интересного и уникального: разные климатические пояса, невероятные природные и исторические памятники, гастрономическое многообразие. Но транспортная инфраструктура и сервисная индустрия развиты очень слабо.

Поэтому сегмента так называемого долговременного российского туризма просто нет, а кратковременному визовый режим сильно вредит.

Следующее предложение законодателей — расширение системы tax-free. Однако она никак не повлияет на туристические потоки и не повысит доходы страны. К нам не едут за крупными покупками, потому что мы, к сожалению, не производим ничего уникального. И даже бренд «Якутские бриллианты» сильно проигрывает De beers. Нет доступных широким массам качественных меховых изделий на Урале. Зато они есть в Греции. У нас нет электроники, уникального парфюма, дорогих часов, всемирно известных модных домов. Мы всё ещё думаем, что у кого-то в мире есть проблема с икрой? Даже в швейцарских Альпах есть огромные водоёмы с осетрами рядом с фешенебельными спа-курортами. Так что недорогой чёрной икрой эти курорты обеспечены.

По этой причине странно видеть расширение системы tax-free в первом эшелоне мер по подъёму отечественной туристической отрасли. Привлекательности в глазах туристов она не прибавит. Разве что станет для них небольшим бонусом.

Следующая озвученная в «Стратегии» проблема — дорогостоящие авиабилеты в Россию. Да, ситуация на рынке авиаперелётов в Петербург близка к монополии. Возможно, в качестве эксперимента было бы рационально разрешить полёты иностранным авиакомпаниям по России. Это могло бы привести к высокой конкуренции, развитию качества услуг и снижению стоимости билетов. Присутствие иностранных участников однозначно раскачало бы этот рынок. Наглядный пример — это рынок фаст-фуда, на котором благодаря реальной конкуренции с иностранными брендами появились очень качественные отечественные сети. 

В свою очередь международные авиакомпании за счет глобального присутствия могли бы сформировать маршрутную сетку коротких перелётов в соседние с Россией государства. Это наверняка положительно повлияет и на регионы. Особенно сейчас, когда наша «Победа» мало куда летает.

Туристический поток, а за ним и туристическая отрасль развивается с помощью прикладных мер, которые мотивируют людей приезжать в тот или иной город и оставаться там надолго.

Цель власти и бизнеса в этом контексте — чтобы как можно больше людей приезжали и как можно дольше жили у нас. Этому может способствовать событийная программа, развитие понятных для иностранцев и безопасных туристических маршрутов, доступной и комфортной среды.

Какие глобальные маршруты у нас есть сегодня? Не каждый русский, а тем более не каждый иностранец выдержит «Золотое кольцо» — уникальное, но довольно однообразное путешествие, сопряженное с трудностями при передвижении и размещении.

Огромный потенциал у гастрономического туризма. Ведь, кроме лубочного прочтения русской кухни, существуют самобытные гастрономические традиции Сибири, Урала, Дальнего Востока. Это направление абсолютно не продвигается и не популяризируется. Но тут мы вновь упираемся в необходимость комплексных мер: никто не поедет в прекрасный и даже мишленовский ресторан на Камчатке, если до него невозможно добраться без риска для жизни.

Безопасность, транспорт, средства размещения — базовые требования комфортной среды. Но есть ещё и важные сервисные меры, например, англоговорящий персонал, да и в принципе какой-то персонал, адекватно обученный. Без таких практических шагов к развитию туристического потенциала России стратегические документы не смогут изменить эту отрасль. Никогда.

туристический рынок Илья Андреев ZENITH Property Management
Другие статьи авторов Читайте также по теме
Президент Федерации рестораторов и отельеров (ФРиО) России Игорь Бухаров обозначил ключевые проблемы современного туристического бизнеса, объяснил, почему важно для региона гостеприимство на уровне местных жителей и почему под лежачий камень не течет коньяк.
Почему именно сейчас важно выехать из дома, покупают ли путешествия россияне и как помогает туристическим фирмам справляться с нынешней непростой ситуацией опыт пандемии, рассказывает соучредитель компании «Бон Тур» Лариса Холмова.
До начала навигации в Петербурге остается меньше двух месяцев. Владельцы маломерных судов, катеров и яхт готовятся к высокому сезону, рассчитывая, что любители водных прогулок принесут им около 0,5 млрд рублей. Таков приблизительный объем этого рынка, не считая теневой его части.

Минэкономразвития прогнозирует дальнейшее ослабление рубля в ближайшие годы
23.04.2024
Спрос на квартиры в петербургских новостройках с начала года вырос в три раза
23.04.2024
Штрафы за неуведомление об открытии бизнеса собираются удвоить
23.04.2024
Доля иностранных собственников торговых центров в Петербурге может в ближайшее время сократиться до 9%
23.04.2024
В Петербурге разработали стандарт транспортного обслуживания
23.04.2024
Участники группы "Би-2" подали документы на молдавское гражданство
23.04.2024
В Минэкономразвития улучшили прогноз роста российской экономики
23.04.2024
В России появился центр проверки книг на предмет изъятия из продажи
23.04.2024
Шествие "Бессмертного полка" в этом году снова отменяют
23.04.2024
Setl Group строит поликлинику и врачебные кабинеты в новых ЖК Петербурга
23.04.2024
ОСК снова меняет гендиректора "Балтийского завода"
23.04.2024
ГК "Запстрой" создала бренд LAR Development для строительства недвижимости бизнес-класса
23.04.2024
В Финляндии закрывается музей Ленина
23.04.2024
В Петербурге сократился объем ввода новых складских комплексов
23.04.2024
С начала года спрос на первичном загородном рынке Петербурга и Ленобласти вырос в 1,6 раза
23.04.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки