Как новый стиль путешествий влияет на инвестиции


Еще 10 лет назад выбор у туристов был невелик: Петербург предлагал им или пятизвездочные отели, или скромные хостелы. Сейчас рынок насыщен предложениями апартаментов на любой вкус и бюджет. На этом фоне растет популярность инвестиций в гостиничную недвижимость. Сергей Ногай, девелопер проекта STATUS, рассуждает о том, как выбрать подходящий инвестиционный объект и не прогадать.

ПМЭФ, Евро-2020, «Алые паруса» — у всех этих событий разная аудитория, со своими запросами, потребностями и бюджетом. При этом не всегда меньший бюджет подразумевает меньшее количество запросов, просто у каждой категории гостей они свои. А значит, если инвестор выбрал объект размещения, который точно отвечает запросам целевой аудитории, он может рассчитывать на хорошую окупаемость вложений. На что же обратить внимание в первую очередь?

Первый критерий — это востребованность у туристов. Здесь важно понимать, что у разных категорий путешественников разные запросы. Так, транзитным пассажирам вряд ли будет удобно останавливаться в центре города, вероятнее они предпочтут размещение в аэропорт-отеле, чтобы сэкономить время. Студенты чаще выбирают хостелы, причем не только благодаря щадящей ценовой политике, но и из-за наличия общего социального пространства. Бизнес-туристы ищут комфортное размещение в объектах с развитой деловой инфраструктурой в виде конференц-залов и переговорных. Туристы, которые хотят подольше побыть в городе, а также те, кто путешествует с семьей, часто предпочитают апартаменты благодаря совокупности факторов: локация, комфорт (например, наличие кухни и возможность готовить еду для ребенка), демократичная цена.

Новым потребностям — новые форматы

Следующий критерий — это модели поведения современных путешественников. В нулевые-десятые основной объем рынка занимали организованные группы туристов, пользующиеся услугами турфирм. Выгода для путешественников заключалась в пакетном предложении, которое включало большое количество услуг (трансфер, размещение, питание, экскурсии). Такой формат был удобен, так как часто предполагал all inclusive. С развитием технологий (букинг-сервисов и агрегаторов, мобильных приложений) стал набирать популярность индивидуальный туризм: путешествовать самостоятельно стало проще, а в ряде случаев еще и выгоднее. Осознанное потребление, приоритет эмоциональных потребностей над материальными постепенно привели к тому, что формат «всё включено» утратил актуальность. Туристы теперь предпочитают платить только за то, что им действительно нужно.

Еще одно изменение, к которому пришло общество с развитием технологий, — появление удаленных профессий. Представители таких специальностей более мобильны, и путешествия для них не отпуск, а определенный стиль жизни.

Для нового типа путешественников — и для индивидуальных туристов, и для фрилансеров-кочевников — классические отели со стандартными номерами оказались устаревшим форматом. Так, останавливаться в отеле на долгий срок не очень выгодно, стоимость стандартного номера обычно одинакова на весь период и не сокращается за счет продолжительности пребывания, кроме того, питание предусмотрено только в кафе или ресторане, что сильно бьет по карману. Альтернативой гостиницам стали сервисные апарт-отели, которые, с одной стороны, имеют гостиничную инфраструктуру, с другой — отличаются более типичной для постоянного жилья обстановкой, а в ряде случаев еще и более гибкой системой бронирования и оплаты.

Апарт-отели как средство размещения оптимально вписались в новые реалии туризма. Это произошло еще и благодаря гибкости самого формата: апарт-отели возводятся в разных локациях (при этом всегда с хорошей транспортной доступностью): и в центре города, и в отдаленных районах, возле вокзалов и аэропортов; бывают дизайнерскими и стандартными, с разной концепцией (бизнес-отели, студенческие отели, семейные). Номерной фонд в апарт-отелях, как правило, одинаково хорошо подходит как для размещения на сутки, так и для длительного проживания.

Фактор пандемии

Может ли апарт-отель стать средством размещения с полноценной инфраструктурой, городом в городе, местом, где можно закрывать все основные потребности, не покидая его? Это абсолютно новый критерий, который стал актуален с приходом пандемии. В условиях эпидемии люди застряли в самых разных местах и объектах размещения, и это в корне изменило отношение к месту проживания, независимо от того, временное оно или постоянное.

Сказалось это и на подходе к выбору отелей: помимо комфортных условий ценность получили видовые характеристики и визуальное восприятие пространства. Так панорамные окна и высокие потолки обрели не только эстетическое, но и практическое значение. Безусловно, важным фактором стала и инфраструктура внутри здания и прежде всего возможности, которые она дарит: занятия спортом, развлечения, возможность работать в приватном пространстве при безотказном Wi-Fi, проходить свои 10 тыс. шагов на свежем воздухе во внутреннем дворе отеля и, наконец, видеть других людей, не терять связь с социумом.

Какие форматы размещения будут востребованы в будущем?

Пока ситуация остается по-прежнему непредсказуемой: часто поездка остается под вопросом до последнего момента, поэтому путешественникам необходимы гибкие условия отмены бронирования. Больше внимания будет уделяться мероприятиям дезинфекции, обработке помещений, работе вентиляции.

Активно развивается тема эко-френдли, поэтому объекты размещения будут больше заботиться об окружающей среде: сортировать мусор, использовать натуральные материалы, заботиться о создании зеленых зон, использовать энергосберегающие технологии.

В этих условиях апартаменты остаются наиболее конкурентноспособным форматом за счет своей гибкости: минувший год показал, как оперативно перестроили свою работу апарт-отели Петербурга под новые реалии, сохранив заполняемость и уровень доходя собственников на достойном уровне.

Фото: Евгений Павленко / Коммерсантъ

Актуально сегодня