Иван Утенков: "Россияне не готовы отказаться от покупки цветов даже сейчас"
Иван Утенков, основатель сети «Цветочный ряд», член правления Ассоциации цветочного ретейла и председатель комиссии по регулированию цветочной отрасли России при Совете по развитию потребительского рынка Торгово-промышленной палаты, рассказал «Новому проспекту» о закрытии для России двух крупных рынков по выращиванию цветов, о дефиците самолетов и влиянии на отрасль праздников, таких как сегодняшний День святого Валентина.
Последние два года были довольно сложными для компаний, которые работают на рынке свежих цветов. Но хотя цветы и не являются товаром первой необходимости, россияне не готовы полностью отказаться от их покупки даже в такое сложное время.
Если вспоминать, как развивались события с началом пандемии, то можно констатировать, что убытки компаний, торгующих цветами, в 2022 году были колоссальными и с точки зрения списания товара (цветы — скоропортящийся товар), и с точки зрения невозможности оплатить долговые обязательства по аренде и оплате цветов перед поставщиками. Долги росли, в том числе из-за того, что государство не дало бизнесу никакого инструмента для взаимодействия с арендодателями.
В итоге некоторые игроки закрыли розничные магазины. Например, наша компания «Цветочный ряд» прекратила работу в пяти регионах, а в Москве мы закрыли около 15 магазинов — там, где не смогли договориться о скидках на аренду помещений.
Единственный плюс заключался в том, что все пандемийные ограничения были введены после 8 марта 2020 года, а продажи в те праздники были очень хорошими, что позволило нам наработать хоть какой-то «жирок».
Отрасль поддержали и неплохие продажи на День матери в конце года 2020 году. Из года в год они растут на 20-30%, и пандемия этому тренду не помеха.
Тем не менее по итогам первого года пандемии часть небольших игроков всё же покинула рынок. Но крупные, заметные сетевые бренды остались. Они оптимизировали бизнес, сократили число магазинов, однако выстояли и продолжили работать.
Что касается 2021 года, то продажи на 8 Марта и 1 сентября были в целом неплохие, но назвать год простым язык не повернется, поскольку в этот период произошла трансформация логистического и таможенного подхода в цветочном бизнесе. Главным событием года стало закрытие Белоруссии как основной транзитной страны для европейских и эквадорских компаний, поставляющих цветы в Россию. К 14 февраля прошлого года у компаний были колоссальные проблемы с проездом фур через белорусскую границу. Кое-как вопрос был урегулирован к 8 марта. У компаний увеличились расходы на растаможку цветов, но рынок стал обеляться.
Что касается цен и спроса на цветы, то могу сказать, что к 2022 году количество чеков сократилось незначительно. При этом заметно вырос размер среднего чека, ведь сами цветы с 2020 года сильно подорожали. Для примера: самая популярная позиция, роза из Эквадора длиной 60 см, в 2020 году на 8 Марта стоила 115 рублей за штуку, в 2021 году — уже 145 рублей, а в 2022 году — 185 рублей.
Рост себестоимости цветов произошел в первую очередь из-за увеличения логистических расходов. Рейс из столицы Эквадора Кито до Амстердама раньше обходился в $ 2,45 за 1 кг цветов, а на сегодняшний день перевозка стоит $ 8 за 1 кг. Если фрахт одной фуры от Амстердама до Москвы до пандемии составлял € 5,3 тыс., то сейчас уже € 8,4 тыс. Такую ситуацию мы связываем с огромным дефицитом фур и самолетов: Китай выкупает всё, что только может. Например, арендовать чартерный «боинг 747» из Кито в Амстердам через Майами раньше можно было за $ 750 тыс. Поставщики цветов могли себе это позволить, скооперировавшись с кем-то еще. А сегодня Китай готов платить за такой «боинг» $ 1,2 млн, поэтому российские компании арендовать самолет уже не могут. Всё это отражается на цене цветов.
Между тем рынок свежих цветов в России сильно зависит от импорта, что создает определенные риски. Только в нашей сети представлено около 1,5 тыс. SKU (позиций товаров). Из них на российское производство приходится меньше половины объема. В России производится роза, тюльпан и хризантема, но фактически наша страна выращивает не более 10% от потребностей рынка цветов.
Между тем Эквадор в ближайшие 5 лет будет полностью закрыт для поставок цветов в Россию, как это уже произошло с Колумбией, которая полностью переориентировалась на американский рынок. Дело в том, что правительство США предоставляет дешевые кредиты своим предпринимателям для скупки эквадорских плантаций. Поэтому все эквадорские цветы скоро отправятся в США. Что делать России в такой ситуации? Очевидно, развивать внутреннее сельское хозяйство, а по импорту цветов активнее сотрудничать с Африкой и Азией.