Иван Грязнов: «Около половины гостиниц в мире не переживут эту осень»
Поделитесь публикацией!

Иван Грязнов: «Около половины гостиниц в мире не переживут эту осень»

Светлана Куликова 25 сентября 2020
Иван Грязнов: «Около половины гостиниц в мире не переживут эту осень»
Иван Грязнов, гендиректор отеля The Devon Court Luxurious B&B (Великобритания), рассказывает о крайне неблагоприятной ситуации с гостиничным бизнесом в мире и о европейской идее кластерного объединения отелей с целью пережить сложные времена.

Доходы отелей упали на 85%

Согласно Европейскому экономическому прогнозу (European Economic Forecast), падение ВВП в европейских странах в 2020 году составит от 4% до 9%. Прогноз был сделан весной, но ситуация осенью совершенно не изменилась, и по факту падение будет ещё ниже: Испания и Португалия, к примеру, потеряли уже больше «запланированного». Ожидается, что падение гостиничного рынка будет глубже общих экономических показателей.

По данным консалтинговой компании McKinsey & Company, с июля и до сих пор уровень бронирований в гостиничной сфере Евросоюза показал падение от 60% до 90% падения в сравнении с аналогичными периодами прошлых лет. Что неудивительно, если учесть, что количество людей в мире, которые уже потеряли и скоро останутся без работы, оценивается в 6 млн человек. Оценочная потеря доходов в нашей сфере крайне значительна. В Евросоюзе и мире относительно аналогичных показателей прошлых лет на 85% упали доходы отелей, ресторанов и туроператоров, на 90% — авиаперевозчиков и круизных судов. По прогнозу около половины гостиниц в мире не переживут эту осень.

В Америке экономические показатели сферы гостеприимства аналогичные: по прогнозу McKinsey & Company, она теряет в среднем до 20%, и до 2023 года в этой сфере не ожидается никакого роста. В лучшем случае примерно к 2022 году можно будет выйти на показатели 2019-го. При этом, по прогнозу, хуже всех в США будут себя чувствовать люксовые бренды. То, чего все ждали — что откроют границы и люди начнут путешествовать и ходить в рестораны, в Европе и США, не произошло. Лишь отдельные регионы летом чувствовали себя относительно неплохо, например Греция, но что будет там осенью и зимой, никто не знает.

Разница решений по господдержке

Ситуация в мире в сфере гостеприимства тяжелая, помощь государства здесь крайне необходима, и она оказывается. У каждой страны свой способ поддержки бизнеса, и у всех эти меры работают по-разному. В Новой Зеландии, к примеру, на покрытие фонда оплаты труда (ФОТ) участникам рынка выделяются гранты в размере 15 тыс. новозеландских долларов (около $10 тыс.). В Германии правительство покроет сумму, составляющую около 60% от ежемесячного оклада сотрудника, тем игрокам, которые покажут, что у них действительно большие потери относительно прошлых лет, и они могут не выдержать.

В Великобритании от компаний розничной торговли, а также туристического и гостиничного бизнеса принимали очень простые заявки на гранты, по которым правительство перечисляло единовременную выплату в размере £25 тыс. на то, чтобы пережить кризис. В Японии малым отелям, у которых снизилась прибыль на 20 и более процентов относительно того же периода прошлого года, на государственном уровне простили долги.

Евросоюз из самых разных фондов собрал пул денежных средств в размере €3,9 трлн для помощи бизнесу в течение 2 лет, и так как гостиничный и ресторанный бизнес там в приоритете, немалая часть этих денег пойдет в эти сферы. Лучшие показатели в Европе по сфере гостеприимства — у Греции.

Но сегодня самое важное — это последовательность в решениях. И в этом отношении одним из самых удачных кейсов оказался греческий. Власти Греции анонсировали условия и сроки открытия границ, назначив конкретную дату, и далее эту дату и условия не меняли. И как только границы открылись, Греция вошла в топ-5 стран по посещаемости немецкими туристами, чего до этого никогда не было, это случилось впервые в истории туризма Греции. В результате у сферы гостеприимства Греции сейчас лучшие показатели в Европе.

Страны, которые не смогли выдержать такую последовательность из-за вспышек заболеваний либо каких-то ещё меняющиеся факторов и которые сдвигали сроки и даты, оказались далеко позади по показателям в сфере гостеприимства.

Кластерное объединение отелей как способ пережить сложные времена

Поэтому в Европе сейчас очень активно обсуждается тема гостиничных объединений — идея кластерного объединения отелей. Она состоит в том, чтобы в это сложное время дать работать только крупным отелям, которые будут содержать более мелкие. То есть если в кластере, предположим, пять отелей, в четырех из которых загрузка составляет 10%, а у одного 40%, то предлагается дотировать на государственном уровне этот один, закрыв остальные, а выручку делить пропорционально на всех.

Смысл, казалось бы, достаточно спорной идеи в том, чтобы частично снять с государства бремя поддержки бизнеса. Государство не будет вынуждено проверять огромное количество отелей на соответствие требованиям: ему достаточно будет проверить лишь самые крупные и помочь им деньгами, которые потом распределятся между всеми в кластере пропорционально. Пока это обсуждается лишь как идея, но, по всей видимости, в скором времени это будет реализовано в жизни.

Советы коллегам-отельерам

Своим коллегам-отельерам, даже когда их отель работает не в полную силу, я рекомендую не забывать делать несколько вещей.
the_devon_court.jpg
Отель The Devon Court Luxurious B&B. Фото: facebook.com

Обязательно проводите техническое обслуживание своего объекта. К примеру, забитые фильтры системы кондиционирования потребляют на 15% больше энергии. И если мы будем чуть-чуть раньше и чуть-чуть более планомерно менять фильтры (равно как и подтекающие краны, прокладки в трубах, ресторанное оборудование и прочее), мы сэкономим большое количество энергии и воды, а значит и денег.

Как это ни парадоксально, именно в это трудное время мы должны думать об улучшении работы персонала. По статистике поиск нового сотрудника нам обходится в среднем в 33% от его зарплаты, и если у нас высокая ротация кадров, то ФОТ увеличивается многократно.

Используйте аутстаффинг и аутсорсинг персонала: выводите его за штат. Наконец, присмотритесь к подержанному оборудованию: это экономит около 30–70% бюджета на закупку.

Справка «Нового проспекта»:

Иван Грязнов по окончании Института гостиничного управления и администрирования Les Roches Hospitality Administration University (Швейцария) работал в бутик-отеле Relais Chateaux La Posta Vecchia (Италия), а потом долгое время — в международных сетях Kempinski и Renaissance (Россия). Последние 5 лет является совладельцем и управляющим отеля The Devon Court Luxurious B&B в Великобритании.

По выступлению на онлайн-форуме Федерации рестораторов и отельеров России «Отель-2020: Перезагрузка. Решения, возможности и перспективы в новой реальности».

Возврат к списку