Иван Федяков: "Скоро появятся сети с непонятным набором товаров"

17 Марта 2023

Сеть магазинов косметики и парфюмерии «Подружка» начала в тестовом режиме продавать алкоголь. Пока эти продажи организованы лишь в двух точках в Москве. О масштабировании программы рано говорить, но это не исключено. Зачем ретейлер косметики выставил на полки игристые вина и сидр, размышляет глава ГК INFOLine Иван Федяков.

Сеть «Подружка» (оператор — ООО «Табер Трейд») работает в российских городах с 2005 года. Сейчас у нее 250 торговых точек в 55 городах страны. Помимо косметики и парфюмерии, в «Подружке» не так давно появился небольшой ассортимент продовольственных товаров — снеков, а на прошлой неделе там стали продавать и алкоголь отечественного и зарубежного производства.

Это нетривиальное событие. Оно, на мой взгляд, говорит об определенной деградации розничной торговли. Мы видим, что компания, понимая перспективы падения продаж в своем основном сегменте, вынуждена искать другие, более маржинальные группы товаров для реализации.

Подобных примеров — введения алкоголя в ассортимент для непродовольственных сетей — я не припомню. Это все-таки оригинальное и стратегическое решение. Но не думаю, что новый проект «Подружки» будет успешным. Это вынужденная мера, рассчитанная на краткосрочную перспективу.

Почему компания решилась на такие изменения? Напомню, что по итогам прошлого года продажи в непродовольственном ретейле упали на 20-30%, в продовольственном — на 3-4%. При этом одна из немногих категорий, которая выросла (на 5-7%), это как раз алкоголь. Конечно, сетям интересней работать с категориями, которые растут.

Стоит отметить, что получение лицензии на реализацию алкоголя — очень длительная и непростая процедура. Но, видимо, проблемы у компаний непродовольственного сектора насколько велики, что они идут вот на такие необычные шаги по расширению ассортимента.

На ситуацию влияет заметное падение доходов населения (примерно на 10% по сравнению с показателями 2013 года), снижение в целом продаж непродовольственных товаров, отъезд за рубеж довольно большой группы экономически активного населения. Всё это приводит к пессимистичным планам компаний по поводу объемов продаж и резкой смене бизнес-стратегий.

Скорее всего, продажами только алкоголя данная сеть не ограничится. Думаю, там появятся и другие маржинальные позиции продовольствия. Это позволит «Подружке» обеспечить необходимый владельцу уровень рентабельности. И это крайне печально, потому что такое расширение ассортимента размывает позиционирование компании и ее формат. Возникает также риск, что мы скоро получим не магазин формата дрогери, а сеть с непонятным набором товаров.

Похожую ситуацию мы видим в сети «Красное и белое», где к традиционному ассортименту алкоголя уже добавили продукты питания, и на малых площадях, заваленных товарами, продается всё подряд, для того чтобы обеспечить маржинальность сети.

Можно ожидать дальнейшую трансформацию рынка. Сегмент непродовольственных товаров сейчас под огромным давлением. Многие компании не получают ожидаемую прибыль, и в ближайшее время им придется пересматривать ассортимент. И кто-то будет вынужден закрывать часть магазинов, а кто-то будет добавлять неожиданные позиции. Но это, повторюсь, происходит не от хорошей жизни.

Актуально сегодня