Иван Федяков: "Рынок торговли преображается и консолидируется"
Как торговая отрасль России справляется с макроэкономическими вызовами, выручка каких торговых сетей уже перевалила за 1 млрд рублей в год и кто наступает на пятки розничному ретейлу, рассказал генеральный директор информационного агентства INFOLine Иван Федяков.
Одним из ключевых макроэкономических вызовов, влияющих на розничную торговлю, сегодня являются курсовые колебания, которые продолжают оставаться очень высокими.
В марте прошлого года была глубокая девальвация рубля, потом не менее глубокое его укрепление. Всю основную часть прошлого года рубль был на 20-25% крепче, чем до начала спецоперации на Украине, что многих производителей и поставщиков расстраивало, потому что внутреннее производство в таких условиях существенно проигрывало импорту.
Мы видим, что инфляция после взлета в марте прошлого года стала резко замедляться во многом по причине того, что импорт начинает восстанавливаться, пусть и с помощью других каналов, других направлений и других торговых марок. Кроме того, на снижение цен, конечно, влияет и слабая потребительская активность населения.
Еще один фактор, на который следует обращать внимание, — это федеральный бюджет. В декабре прошлого года мы получили существенный дефицит бюджета в 3,9 трлн рублей. В начале 2023 года доходная часть бюджета существенно сократилась: на 40-50% сократились доходы от нефтедолларов и на 20% снизились сборы подоходного налога.
Последний из ключевых макроэкономических вызовов — это денежно-кредитная политика, где ситуация так же глобально меняется. Вслед за экстремально мягкой кредитно-денежной политикой мы видим, что ключевые ставки начинают повышаться. Кто бы мог подумать, что ключевая ставка в США будет не сильно на самом деле отличаться от ключевой ставки в России? Напомню, что у нас 7,5%, а в США уже 5%. И это очень серьезный вызов для всей инвестиционной активности строительных проектов: деньги стали существенно дороже, и реализация таких емких с точки зрения инвестиций направлений становится менее эффективной.
Отрасль справляется
В розничной торговле всё происходит закономерно: в прошлом году мы увидели снижение розничного товарооборота (РТО) по итогам года почти на 6,5%. В начале 2023 года падение усугубляется: в I квартале оно составило уже более 7%, а в отдельных сегментах, таких как бытовая техника и электроника, мебель, строительные материалы, падение РТО превышает на 20-30% аналогичный показатель прошлого года. То есть падение РТО в непродовольственном сегменте более 10% и по итогам 2022 года, и по итогам I квартала 2023-го.
Это серьезный вызов, и вопрос, что будет с потребительским рынком далее, становится логичным. Поэтому многие участники рынка вынуждены рассматривать проекты, работающие в формате дискаунтеров.
При этом наша отрасль с этими вызовами справляется неплохо: выручка топ-100 ретейлеров страны растет, и это на самом деле очень хороший рост. За 10 лет этот показатель увеличился в несколько раз, от 4,6 млрд рублей в 2012 году до 19 млрд рублей в 2022-м.
А вот во всех предприятиях, выходящих за рамки топ-100, на всём протяжении тех же самых лет демонстрируется стагнация.
Если говорить о сегментах, то большинство из них в прошлом году находилось в отрицательной зоне. Однако выручка топ-100 сетей в большинстве сегментов превышает половину всего рынка, определяя его ключевые тенденции, а в некоторых случаях вообще весь сегмент, допустим, бытовая техника и электроника, зависит буквально от трех-четырех игроков, входящих в рейтинг топ-100 крупнейших ретейлеров нашей страны.
Кроме того, хочу отметить, что такое принципиально новое явление для нашего рынка, как маркетплейсы, обгоняет структуры, формировавшиеся веками: впервые в истории Российской Федерации доля традиционных рынков и ярмарок стала меньше, чем доля продаж через маркетплейсы. Рынки занимают около 5% доли российского ретейла, а маркетплейсы подходят к 6%.
Лидеры отрасли
У лидеров отрасли — топ-10 крупнейших сетей России — также идет консолидация. «Магнит» в прошлом году купил сеть «Дикси» и за счет этого довольно серьезно вырос, показав динамику роста в 2021—2022 годах 26,7%. X5 Retail Group также стала активно покупать сети в регионах. Соответственно, эти два лидера, X5 Retail Group и «Магнит», по выручке перевалили далеко за 1 трлн рублей: выручка X5 Retail Group составляет более 2,5 трлн рублей, «Магнита» — чуть менее 2,5 трлн.
Замыкают «клуб триллионщиков» алкомаркеты «Красное и белое» и «Бристоль», которые, являясь топ-3, по выручке тоже подходят к 1 трлн рублей.
Топ-4, перевалив по выручке за 500 млрд рублей, стал DNS, топ-5 — «Лента», топ-6 — Leroy Merlin, топ-7 — «М.Видео-Эльдорадо», топ-8 — «Светофор», топ-9 — «Auchan Retail Россия», топ-10 — FixPrice.
Маркетплейсы наступают на пятки
Однако мы не учитывали в рейтинге крупнейших розничных сетей маркетплейсы. Мы не ранжируем их в рейтинге, потому что они формируют свои продажи не по модели выручки, а по модели оборота, а мы не считаем правильным сравнивать выручку и оборот. Но чтобы понимать, какую долю рынка они занимают, можем сказать, что они растут семимильными шагами, и в этом году 1 трлн рублей по выручке превысит, например, «Озон».
Помимо этого, у нас есть такие подходящие к десятке лидеров компании, как экосистема «Сбер», которая, по нашим оценкам, делает уже в совокупности почти 300 млрд рублей, и экосистема «Яндекс», которая уже превысила 300 млрд рублей.
Поэтому, хотим мы того или нет, но рынок стремительно меняется. Динамика продаж топ-10 без маркетплейсов составляет примерно 16%, а если мы добавим к этой десятке маркетплейсы, то рост составит более 24%.
По материалам конференции Imperator-Forum 2023, ГК «Император», «РБК Конференции» «Безопасность бизнеса: современные вызовы»