Иван Федяков: «На топ-100 ретейлеров страны приходится половина ее розничного товарооборота»
Как чувствуют себя на рынке ретейла первая сотня игроков и компании, которые находятся за пределами рейтинга, кто является сегодня лидерами рынка ретейла и какие стратегии они выбирают, рассказал Иван Федяков, основатель и глава группы компаний INFOLine.
По итогам 2023 года мы ждем ускорения роста топ-100 ретейлеров по выручке, которая у них приблизится к 23-24 трлн рублей. Это действительно выдающийся показатель, очень близкий к половине розничного товарооборота в нашей стране.
При этом компании, которые находятся за пределами первой сотни, не растут, причем не растут уже достаточно давно, оставаясь с 2014 года на уровне 16-17 трлн рублей (до 2014-го РТО без топ-100 ретейлеров был еще ниже). Это во многом определяется развитием на российском рынке тех трендов, которые мы видим, в частности омниканальностью и, конечно, более высоким порогом входа на рынок, который далеко не все компании в состоянии сейчас преодолеть.
Стратегии лидеров
То, что происходит с лидерами отрасли (первой десяткой), можно понять по совершенно актуальным цифрам — результатам первого полугодия 2023 года.
Среди лидеров происходят изменения. Торговая сеть «Лента», которая еще недавно занимала 3-е место по обороту, сейчас скатывается на 6-е место, теряя потребителей, которые уходят из гипермаркетов, и показывая отрицательные результаты (-2,8%) по динамике выручки.
Еще бо́льшие отрицательные результаты показывает компания «М.Видео-Эльдорадо»: ее выручка снизилась за первое полугодие на 18,1%, это один из худших показателей. При этом компания регистрирует убытки как в 2022 году (почти 3,5 млрд рублей), так и по итогам первого полугодия 2023 года, уходя в минус не только по объему продаж, но и по маржинальности.
Но при этом есть компании, которые лидируют, отрываясь от остальных. И X5 Group, и «Магнит» активно реализуют стратегию покупки региональных сетей: X5 были поглощены «Красный Яр», «Слата», «Виктория». «Магнит» также совершал несколько крупных сделок, в том числе недавно приобрел маркетплейс KazanExpress, что делает из него яркого представителя онлайн-торговли.
И мы видим, что слой сильных региональных игроков еще сильнее сужается: даже самые успешные компании уходят под крыло крупных федеральных игроков.
Такая сеть, как «Красное и Белое"/"Бристоль», реализует другую стратегию. В 2022 году эта объединенная компания открыла более 4 тыс. новых магазинов, а в 2023-м установила абсолютный рекорд по открытию — 4,5 тыс. новых магазинов. В нашей стране такого не было никогда, это больше чем 10 магазинов в день — фантастические темпы. Конечно, это сказывается и на положительной динамике по объемам продаж.
По выручке в первой половине 2023 года топ-10 ретейлеров распределились так:
- 1-е место — X5 Group (динамика выручки составила 17,2%)
- 2-е место — «Магнит» (динамика выручки — 8,1%)
- 3-е место — «Красное и Белое"/"Бристоль» (19,7%)
- 4-е место — DNS (18,8%)
- 5-е место — «Леруа Мерлен» (5%)
- 6-е место — «Лента» (֪-2,8%)
- 7-е место — «Светофор» (9,8%)
- 8-е место — «М.Видео-Эльдорадо» (-18,1%)
- 9-е место — «Ашан» (-2,2%)
- 10-е место — FixPrice (3%)
Онлайн вырывается вперед
Но ключевыми на нашем рынке становятся компании из онлайн-торговли, и это видно по их результатам: Wildberries и Ozon по оборотам подходят к первой тройке игроков отрасли. При этом динамика выручки Wildberries составила 83,8%, Ozon — 91,6%.
Пока мы их не ранжируем, поскольку оборот — это не выручка, но по итогам 2023 года лидер ретейла в нашей стране сменится. Скорее всего, им станет Wilderbries, оборот которой превысит 2,5 трлн рублей и тем самым сгенерирует максимальный денежный поток на одну компанию.
Ozon, скорее всего, приблизится к показателям «Магнита», а, возможно, и опередит их. Таким образом, по итогам 2023 года мы ожидаем, что в первой тройке лидеров отрасли будут сразу два онлайн-игрока. Кто бы мог подумать об этом еще 3-5 лет назад?
Но не только эти компании динамично растут. Мы видим, что амбиции в области розничной торговли и в первую очередь в сфере электронной коммерции демонстрируют «Сбер» и «Яндекс». Они всерьез занялись проектами в этой области и, по нашей оценке, на текущий момент генерируют уже более 200 млрд рублей выручки и имеют очень высокую динамику (60,6% и 77,2% соответственно). Таким образом, в ближайшее время мы ожидаем эти две компании в первой десятке лидеров нашей отрасли.
Это существенно меняет картину рынка: основными драйверами развития рынка являются онлайн-игроки. В крупных городах, таких как Москва и Петербург, на долю электронной коммерции уже сейчас приходится около трети всего розничного товарооборота, а если взять классический ассортимент — продукты питания, одежду, товары для дома, — то уже более половины продаж в этих городах будет приходиться на онлайн. То же самое будет происходить в ближайшее время и в других крупных городах нашей страны.
Согласно опросу, почти 70% компаний заявили, что они сотрудничают с маркетплейсами, причем наибольшая часть — с компаниями Ozon и Wildberries. Это стратегически уже сейчас меняет каналы продаж.
В декабре мы проводили опрос по ожиданиям от 2024 года, и большинство наших респондентов (производители, поставщики продуктов питания, товаров народного потребления, ретейлеры) заявили о том, что они ожидают роста выручки, причем больше половины говорят о том, что этот рост составит двузначные цифры.
Это говорит о том, что на 2024 год большинство участников рынка смотрит с оптимизмом.
По материалам онлайн-конференции «Потребительский рынок России: ключевые вызовы 2024»